Информ-центр
Архитектурный
инфоцентр
online, rss, mobile , print

Теги  Теги




<< июнь >>
пнвтсрчтптсбвс
  0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

 

Темы  Темы

Заголовок  Инфоцентр

Архстояние 2013. Наш ответ Бисмаркам

Фестиваль «Архстояние»  ежегодно проходит в Калужской области. Что привлекает туда тысячи людей каждый год? Обаяние пейзажа природного заповедника «Угра»? Волшебство места, которое дышит сказками и легендами? Там можно выйти одному в поле и встречать незнакомцев, которые пойдут с тобой и станут твоими друзьями -  человека с острым зрением, меткого стрелка, длинноногого попутчика и других полусказочных персонажей. Вырвавшиеся на природу горожане осваивают пространство парка с помощью современного искусства и попадают в иные измерения.

В этом году посетители фестиваля могли увидеть, как выглядит легендарный рояль в кустах. Он зеленого цвета, именуется инсталляцией «Голос леса» (авторы – Electroboutique) и при нажатии на клавиши издает звуки природы – жужжание насекомых, щебет птиц, рычание зверей и пр.  Но они там не привязаны за хвосты, как коты в знаменитом клавесине короля Испании Филиппа П, мы проверяли - на рояле мог играть каждый желающий. Иногда (строго по расписанию) туда приходил человек с чутким слухом музыкант Петр Айду в образе лесного страшилища и играл на чудо-инструменте настоящую музыку леса.
 
 
Кроме жужжащего и рычащего рояля мы услышали болтающие на огороде искусственные овощи. Арбуз спел написанную в хрущевсие времена песню сорняков, мечтающих уничтожвить всю кукурузу: «На полях останется труха». Сайт-специфик инсталляция «Общение овощей» от АБ «Обледенение архитекторов» - объект, больше всего напоминающий о жаре Land Art, настолько растрогал посетителей фестиваля, что они активно вносили свои вклады в современное искусство.
 
 
Прикладывали уши к овощам и пытались найти с ними общий язык, выкладывали на грядки собранные грибы. Самым горячим поклонникам достались проценты по вкладам - они унесли на добрую память аппаратуру из некоторых овощей.
 
 
Большие возможности для соавторства давали  саунд-инсталляции «Зов» Петра Айду и «Вавилонский водпровод», псевдонимом автора - ::vtol::. Акустические скульптуры, созданные Айду в одной из аллей парка - объемные конструкции, машины белого цвета с суперматическими предками, можно было поворачивать и раскачивать, отчего люди слышали шум ветра, рокот волн, грохотание камней. «Вавилонский водопровод» - лабиринт из водопроводных труб, переплетенных над водой, прозвали фонтаном. Звуки и фразы, произнесенные в трубы посетителями, благодаря вмонтированным в инсталляцию динамикам, искажались до полной неузнаваемости. Народная тропа к фонтану не зарастала, и он рокотал не хуже ниагарского водопада.
 
 
«Выход из леса» - перформанс, давший в этом году название «Архстоянию-2013». Он  по пафосу сопоставим с прошлогодним «Поцелуем дерева» Бартенева. Только если Бартенев выпустил в леса  милых зеленых человечков с белыми ветвями, то теперь перемещались в полном молчании босые люди в черных костюмах – то ли санкционированный митинг офисного планктона, то ли рекламное шествие от фирмы гробовщика Безенчука. Заставляет-таки задуматься о вечном, осознать себя как часть живого организма Земли, чего и добивались авторы из Poematheatre.
 
Французский художник Ксавье Жюйо, один из самых известных в мире специалистов по скай-арту, год назад приезжал сюда с лекцией об искусстве в ландшафте, а сейчас создал в небе гигантскую инсталляцию – над полем развевались длинные надувные «змеи», напоминающие о религии Летающего макаронного монстра - есть, молиться, любить. Зрелище впечатляющее! В этом году Жюйо, как и основатель фестиваля художник Николай Полисский, имел возможность нести просвещение в массы в лектории фестиваля. Но лекторий умело запрятали в лесу и мы нашли его с большим трудом. Видимо, это был намек – горожанин, войдя в лес, должен воссоединяться с природой, а не отвлекаться на лекции.
«Архстояние-2013» позиционируется как диалог «различных видов актуального искусства» и все дальше уходит от лэнд-арта в его классическом понимании. В этом году на фестивале, по замыслу организаторов, искусственно имитировалась урбанизированная жизнь.
 
 
По словам куратора Антона Кочуркина, территорию фестиваля сузили вдвое – до 55 гектаров, чтобы создать новую творческую среду: «Мы хотели создать полипространство, когда разные части парка живут своей жизнью. Это ироничное проявление городской культуры в парке – у нас появились библиотека, музей, театр, фонтан на главной площади, и все это работало как единый организм, как в любом городе». Отказ от новых архитектурных элементов, за который «Архстояние» осуждают архитектурные критики, в этом плане концептуален. Может быть, следующим шагом будет переименование фестиваля ландшафтных объектов в фестиваль арт-проектов в ландшафте. На смену архитектурной монументальности приходят междисциплинарные диалоги. Земля фестиваля все больше наполняется светом, звуками, содрогается и стонет благодаря тонким извращенцам от contemporary art. С городских арт-площадок в лес вошли камерные перформансы. Артисты и  поэты читали то, что называется современной поэзией, преимущественно друг другу, как это обычно бывает на поэтических сборищах.
 
 
Лежавшая в земле под стеклянной крышей обнаженная Оля Кройтор, покрытая, как леди Годива, только длинными волосами, в отличие от легендарной графини, спасала свой народ методами психоделических  практик. Злые языки говорят, что это PR-ход – в сотне блогов после фестиваля появляются фотографии женщины в земле и подвешенного в сети типа авоська-гранд обнаженного Федора Павлова-Андреевича, которого не самые просвещенные посетители окрестили «мужем той голой тетки».
 
 
А это был «Домик подвешенного» между небом и землей автора. Подобное мы видели не раз: от эпического короля Гунтера, подвешенного в первую брачную ночь на крюк непокорной женой Брюнгильдой до перформанса Андрея Кузькина в Stella Art Foundation несколько лет назад.
 
 
Молодой немецкий художник Юлиус фон Бисмарк  создал инсталляцию «Две сферы» -  символ фестиваля. Летящий с высоты 15 метров четырехтонный груз заставлял землю колебаться, а окружающих вздрагивать.
Каждые полчаса автокран,  как великан из мифа, поднимал груз и швырял его на землю. Антон Кочуркин посоветовал держаться подальше от объекта и рассказал о работе над ним: «Это проект о взаимодействии человека и ландшафта, о том, что мы берем у природы и даем ей взамен, о развитии наших инженерных ресурсов. Взаимодействие,  показанное нетривиальным способом. Я счастлив, что смог реализовать этот объект. Он оставляет очень сильное эмоциональное переживание через осязание - мы можем острее прочувствовать сотрясение двух сфер – земли и созданного человеком груза».
 
 
 
Журналисты, которые  поближе придвинулись к заграждению объекта, тоже получили сильное эмоциональное переживание, особенно когда гигантский груз шандарахнулся в мокрую после дождя землю. Природа могуче вступила во взаимодействие с объективами фотоаппаратов, одеждой и лицами зрителей, заляпав всех жидкой грязью. А еще говорят, что это журналисты оплевывают окружающих! На вопрос, не является ли встреченный нами меткий стрелок Юлиус потомком Отто фон Бисмарка, мы получили утвердительный ответ, и тогда все встало на свои места. Первый рейхсканцлер Германской империи наверняка витал над арт-объектом и радостно потирал ладони, размышляя над отмщением за первую мировую войну или за то, как его во время поездки по России ямщик уронил зимой в снег вместе с кибиткой, а потом, отряхивая от снега, приговаривал загадочное русское слово: «Ничего, барин. Ничего…» Хотя сам Юлиус об этом мог и не подозревать, он рассказал мне, что учил русский язык, очень полюбил просторы вокруг Никола-Ленивца,  и что счастлив представить в России свои объекты - еще один его проект «Отражение» можно будет с 5 августа увидеть в московском «Манеже».
 
Единственный новый объект, имеющий отношение к архитектуре, но не входивший в программу фестиваля – «Бобур» Полисского, аллюзия, отсылающая к парижскому центру Помпиду с его выведенными наружу коммуникациями. Мне он напомнил гигантского осьминога, нацелившего сплетенные из лозы щупальца-трубы на деревья и змей Жюйо. Эти щупальца местами выступают из земли, словно хищник хочет дотянуться  до бродящих вокруг людишек и поглотить так же, как его автор уже не первый год мечтает поглотить некогда порожденный им фестиваль. Зевсоподобный Полисский   в неизменной красной футболке неизменно критикует «Архстояние», которое делает ему рекламу и имя. Забывая, что талантам надо помогать, сами они за пределы арт-тусовки не пробьются.
 
 
После покупки фестивальных земель Максимом Ноготковым здесь появилось много новых проектов.  Самый значительный из них - арт-резиденции в деревне Звизжи. На фестивале был представлен созданный там проект голландской художницы Вапке Феенстра «Сделано в Звизжи». Из фотографий авторства местных жителей Вапке создала серию открыток с коллажами об их жизни. На территории деревни посадили голландские овощи и цветы, возрождая  практику школьного огорода, за которым ухаживают сами ученики. Выращенные овощи и предметы, сделанные руками крестьян, продают в новом сельском магазине. Не в этом ли главный смысл того, что делалось и делается на земле «Архстояния»? Горожане, привлеченные фестивалем,  выходят из леса, возвращаются из иных измерений и начинают огородничать всерьез. На российских полях остаются не труха, а объекты искусства, которые помогали строить местные жители, и урожаи не только из искусственных овощей.
Анна Новомлинская,
PR-директор агентства «Архитектор».
 
 
 
 
 




проекты  Проcтранство AIR
 


Ильичев Вячеслав Александрович Ирина Олеговна Бембель Дмитрий Владимирович Пшеничников (archinfo.ru) Анна Алексеевна Иванова 
Михаил Федорович Уткин Екатерина Сергеевна Ожегова Олег Игоревич Явейн 



проекты  Объявления

 

Результаты и перспективы

В Московской Торогово-промышленной палате состоялась презентация Конгресса при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы. 

Директор Агентства «Архитектор» Екатерина Чугунова основатель и организатор Международного Конгресса «Архитектура 2021» рассказала о результатах и перспективах инновационных проектов Агентства в практике конгрессно-выставочных мероприятий и международных образовательных программ и представила видео-сюжет Конгресса-2021, программу Конгресса-2021 TEAM-LAB «ЧЕЛОВЕК В ГОРОДЕ БУДУЩЕГО», перспективы летней программы в Италии «НЕДЕЛЯ В ЛОМБАРДИИ»

Подробнее >>

Для вас мы подготовили фотоальбомы:

#ДИСКУССИИ КОНГРЕССА 

#АКТУАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ КОНГРЕССА 

#ПЕРФОМАНСЫ КОНГРЕССА 

Новая рубрика на сайте Агентства - ТДК ТППРФ.
Агентство Архитектор ведет активную работу по программе ТППРФ «Трансформация делового климата» по направлению «Градостроительная деятельность и территориальное планирование». 
  


 Агентство Архитектор - Ассоциированный член МААМ


Агентство Архитектор - Ассоциированный член МААМ

Публикуем договор от 27 февраля 2013 г. об ассоциированном членстве и аккредитации при Международной Академии Архитектуры, отделение в Москве (IAAM-МААМ, Евразия)


Закрыть
Загрузка

текст