Вернуться назад

Архстояние 2013. Наш ответ Бисмаркам (версия для печати)


Фестиваль «Архстояние»  ежегодно проходит в Калужской области. Что привлекает туда тысячи людей каждый год? Обаяние пейзажа природного заповедника «Угра»? Волшебство места, которое дышит сказками и легендами? Там можно выйти одному в поле и встречать незнакомцев, которые пойдут с тобой и станут твоими друзьями -  человека с острым зрением, меткого стрелка, длинноногого попутчика и других полусказочных персонажей. Вырвавшиеся на природу горожане осваивают пространство парка с помощью современного искусства и попадают в иные измерения.

В этом году посетители фестиваля могли увидеть, как выглядит легендарный рояль в кустах. Он зеленого цвета, именуется инсталляцией «Голос леса» (авторы – Electroboutique) и при нажатии на клавиши издает звуки природы – жужжание насекомых, щебет птиц, рычание зверей и пр.  Но они там не привязаны за хвосты, как коты в знаменитом клавесине короля Испании Филиппа П, мы проверяли - на рояле мог играть каждый желающий. Иногда (строго по расписанию) туда приходил человек с чутким слухом музыкант Петр Айду в образе лесного страшилища и играл на чудо-инструменте настоящую музыку леса.
 
 
Кроме жужжащего и рычащего рояля мы услышали болтающие на огороде искусственные овощи. Арбуз спел написанную в хрущевсие времена песню сорняков, мечтающих уничтожвить всю кукурузу: «На полях останется труха». Сайт-специфик инсталляция «Общение овощей» от АБ «Обледенение архитекторов» - объект, больше всего напоминающий о жаре Land Art, настолько растрогал посетителей фестиваля, что они активно вносили свои вклады в современное искусство.
 
 
Прикладывали уши к овощам и пытались найти с ними общий язык, выкладывали на грядки собранные грибы. Самым горячим поклонникам достались проценты по вкладам - они унесли на добрую память аппаратуру из некоторых овощей.
 
 
Большие возможности для соавторства давали  саунд-инсталляции «Зов» Петра Айду и «Вавилонский водпровод», псевдонимом автора - ::vtol::. Акустические скульптуры, созданные Айду в одной из аллей парка - объемные конструкции, машины белого цвета с суперматическими предками, можно было поворачивать и раскачивать, отчего люди слышали шум ветра, рокот волн, грохотание камней. «Вавилонский водопровод» - лабиринт из водопроводных труб, переплетенных над водой, прозвали фонтаном. Звуки и фразы, произнесенные в трубы посетителями, благодаря вмонтированным в инсталляцию динамикам, искажались до полной неузнаваемости. Народная тропа к фонтану не зарастала, и он рокотал не хуже ниагарского водопада.
 
 
«Выход из леса» - перформанс, давший в этом году название «Архстоянию-2013». Он  по пафосу сопоставим с прошлогодним «Поцелуем дерева» Бартенева. Только если Бартенев выпустил в леса  милых зеленых человечков с белыми ветвями, то теперь перемещались в полном молчании босые люди в черных костюмах – то ли санкционированный митинг офисного планктона, то ли рекламное шествие от фирмы гробовщика Безенчука. Заставляет-таки задуматься о вечном, осознать себя как часть живого организма Земли, чего и добивались авторы из Poematheatre.
 
Французский художник Ксавье Жюйо, один из самых известных в мире специалистов по скай-арту, год назад приезжал сюда с лекцией об искусстве в ландшафте, а сейчас создал в небе гигантскую инсталляцию – над полем развевались длинные надувные «змеи», напоминающие о религии Летающего макаронного монстра - есть, молиться, любить. Зрелище впечатляющее! В этом году Жюйо, как и основатель фестиваля художник Николай Полисский, имел возможность нести просвещение в массы в лектории фестиваля. Но лекторий умело запрятали в лесу и мы нашли его с большим трудом. Видимо, это был намек – горожанин, войдя в лес, должен воссоединяться с природой, а не отвлекаться на лекции.
«Архстояние-2013» позиционируется как диалог «различных видов актуального искусства» и все дальше уходит от лэнд-арта в его классическом понимании. В этом году на фестивале, по замыслу организаторов, искусственно имитировалась урбанизированная жизнь.
 
 
По словам куратора Антона Кочуркина, территорию фестиваля сузили вдвое – до 55 гектаров, чтобы создать новую творческую среду: «Мы хотели создать полипространство, когда разные части парка живут своей жизнью. Это ироничное проявление городской культуры в парке – у нас появились библиотека, музей, театр, фонтан на главной площади, и все это работало как единый организм, как в любом городе». Отказ от новых архитектурных элементов, за который «Архстояние» осуждают архитектурные критики, в этом плане концептуален. Может быть, следующим шагом будет переименование фестиваля ландшафтных объектов в фестиваль арт-проектов в ландшафте. На смену архитектурной монументальности приходят междисциплинарные диалоги. Земля фестиваля все больше наполняется светом, звуками, содрогается и стонет благодаря тонким извращенцам от contemporary art. С городских арт-площадок в лес вошли камерные перформансы. Артисты и  поэты читали то, что называется современной поэзией, преимущественно друг другу, как это обычно бывает на поэтических сборищах.
 
 
Лежавшая в земле под стеклянной крышей обнаженная Оля Кройтор, покрытая, как леди Годива, только длинными волосами, в отличие от легендарной графини, спасала свой народ методами психоделических  практик. Злые языки говорят, что это PR-ход – в сотне блогов после фестиваля появляются фотографии женщины в земле и подвешенного в сети типа авоська-гранд обнаженного Федора Павлова-Андреевича, которого не самые просвещенные посетители окрестили «мужем той голой тетки».
 
 
А это был «Домик подвешенного» между небом и землей автора. Подобное мы видели не раз: от эпического короля Гунтера, подвешенного в первую брачную ночь на крюк непокорной женой Брюнгильдой до перформанса Андрея Кузькина в Stella Art Foundation несколько лет назад.
 
 
Молодой немецкий художник Юлиус фон Бисмарк  создал инсталляцию «Две сферы» -  символ фестиваля. Летящий с высоты 15 метров четырехтонный груз заставлял землю колебаться, а окружающих вздрагивать.
Каждые полчаса автокран,  как великан из мифа, поднимал груз и швырял его на землю. Антон Кочуркин посоветовал держаться подальше от объекта и рассказал о работе над ним: «Это проект о взаимодействии человека и ландшафта, о том, что мы берем у природы и даем ей взамен, о развитии наших инженерных ресурсов. Взаимодействие,  показанное нетривиальным способом. Я счастлив, что смог реализовать этот объект. Он оставляет очень сильное эмоциональное переживание через осязание - мы можем острее прочувствовать сотрясение двух сфер – земли и созданного человеком груза».
 
 
 
Журналисты, которые  поближе придвинулись к заграждению объекта, тоже получили сильное эмоциональное переживание, особенно когда гигантский груз шандарахнулся в мокрую после дождя землю. Природа могуче вступила во взаимодействие с объективами фотоаппаратов, одеждой и лицами зрителей, заляпав всех жидкой грязью. А еще говорят, что это журналисты оплевывают окружающих! На вопрос, не является ли встреченный нами меткий стрелок Юлиус потомком Отто фон Бисмарка, мы получили утвердительный ответ, и тогда все встало на свои места. Первый рейхсканцлер Германской империи наверняка витал над арт-объектом и радостно потирал ладони, размышляя над отмщением за первую мировую войну или за то, как его во время поездки по России ямщик уронил зимой в снег вместе с кибиткой, а потом, отряхивая от снега, приговаривал загадочное русское слово: «Ничего, барин. Ничего…» Хотя сам Юлиус об этом мог и не подозревать, он рассказал мне, что учил русский язык, очень полюбил просторы вокруг Никола-Ленивца,  и что счастлив представить в России свои объекты - еще один его проект «Отражение» можно будет с 5 августа увидеть в московском «Манеже».
 
Единственный новый объект, имеющий отношение к архитектуре, но не входивший в программу фестиваля – «Бобур» Полисского, аллюзия, отсылающая к парижскому центру Помпиду с его выведенными наружу коммуникациями. Мне он напомнил гигантского осьминога, нацелившего сплетенные из лозы щупальца-трубы на деревья и змей Жюйо. Эти щупальца местами выступают из земли, словно хищник хочет дотянуться  до бродящих вокруг людишек и поглотить так же, как его автор уже не первый год мечтает поглотить некогда порожденный им фестиваль. Зевсоподобный Полисский   в неизменной красной футболке неизменно критикует «Архстояние», которое делает ему рекламу и имя. Забывая, что талантам надо помогать, сами они за пределы арт-тусовки не пробьются.
 
 
После покупки фестивальных земель Максимом Ноготковым здесь появилось много новых проектов.  Самый значительный из них - арт-резиденции в деревне Звизжи. На фестивале был представлен созданный там проект голландской художницы Вапке Феенстра «Сделано в Звизжи». Из фотографий авторства местных жителей Вапке создала серию открыток с коллажами об их жизни. На территории деревни посадили голландские овощи и цветы, возрождая  практику школьного огорода, за которым ухаживают сами ученики. Выращенные овощи и предметы, сделанные руками крестьян, продают в новом сельском магазине. Не в этом ли главный смысл того, что делалось и делается на земле «Архстояния»? Горожане, привлеченные фестивалем,  выходят из леса, возвращаются из иных измерений и начинают огородничать всерьез. На российских полях остаются не труха, а объекты искусства, которые помогали строить местные жители, и урожаи не только из искусственных овощей.
Анна Новомлинская,
PR-директор агентства «Архитектор».
 
 
 
 
 

Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.