Вернуться назад

Доклад представителя Министерства регионального развития РФ на всемирном когрессе в Дурбане (версия для печати)


Доклад представителя Министерства регионального развития Российской Федерации На тему «Градостроительное планирование развития территории, как основа для создания архитектуры, иной в других местах».

Градостроительное планирование развития территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, повышения инвестиционной привлекательности регионов в Российской Федерации основано на создании системы стратегического и территориального планирования на федеральном, региональном и местном уровнях.

Всем известно, что градостроительная документация является основой для разработки проектов архитектурных объектов и создания благоприятной среды жизнедеятельности — это и ограничения использования территории и существующая сложившаяся ситуация и планируемое развитие территории. Безусловно, градостроительная ситуация, о которой мы говорим, влияет на архитектурные решения. Делает такие решения индивидуальными, присущими только данной конкретной территории.   

С принятием в июле нового федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» структура таких документов упорядочилась и изменилась. Появился новый глобальный стратегический документ — Стратегия пространственного развития Российской Федерации как документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости расселения на территории Российской Федерации. Более того, к документам стратегического планирования отнесена и часть градостроительной документаций государственного уровня планирования — схемы территориального планирования Российской Федерации и схемы территориального планирования субъектов (регионов) Российской Федерации.

В сформированную уже систему документов градостроительного планирования развития территории входят названные стратегия и схемы территориального планирования федерального и регионального уровней, а также схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений, правила землепользования и застройки (определяющие планируемое правовое градостроительное зонирование территории), документация по планировке территории (на основании которой непосредственно осуществляется разработка проектов зданий и сооружений, и в состав которой входят: проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков).

Законодательством установлена иерархия документов территориального планирования. Так, документы муниципального (местного) уровня не действуют в части, противоречащей документам регионального (субъектов РФ) и федерального уровней (схемы РФ). Соответственно схемы субъектов РФ не действуют в части, противоречащей схемам территориального планирования РФ.         Количество документов показано пока без учета Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее – Кодекс) эти документы всех уровней (федерального, регионального и местного) взаимоучитываются и разрабатываются на основе стратегий отраслевых, стратегий социально-экономического развития субъектов государственных РФ, программ и планов субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти и местного самоуправления планов организаций жилищно-коммунального комплекса. В случае наличия несоответствий между программами и схемами или генеральными планами, они должны приводиться в соответствие в установленные сроки.

В целях повышения эффективности территориального планирования (градостроительного планирования развития территории) в 2011 г. создан и теперь постоянно совершенствуется единый инновационный инструмент, направленный на обеспечение эффективности территориального планирования — это Федеральная государственная система территориального планирования (ФГИС ТП). Система  сводит все сведения о существующем положении территории, об ограничениях ее использования и о планируемом использовании территории в едином формате на единой цифровой картографической основе с привязкой к координатной системе и системе кадастровых кварталов (кадастр недвижимости) со всей имеющейся семантикой.

В ФГИС ТП обеспечивает доступ ко всем информационным ресурсам, которые имеют сведения о территории (в том числе сведения кадастра недвижимости, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ИСОГД) и содержит документы территориального планирования всех уровней, сведения об ограничениях использования территории (особо охраняемые природные территории, санитарно-защитные и охранные зоны и иные сведения).

Посредством ФГИС ТП осуществляется частично автоматизированная процедура согласования проектов схем и генеральных планов.

На основе сведений, содержащихся в ФГИС ТП и сведений, содержащихся в других информационных ресурсах (например в фонде геодезических и (или) геологических инженерных изысканий) должны разрабатываться проекты схем и генеральных планов.

В ФГИС ТП осуществляется также мониторинг подготовки и утверждения схем и генеральных планов. В текущем году планируется модернизация системы с введением в нее автоматизированных аналитических функций, в том числе по сопоставлению между собой схем, генеральных планов, стратегический и программ в целях выявления несоответствий и противоречий меду ними. Кроме того планируется ввести функцию мониторинга реализации схем и генеральных планов и оценку качества этих документов.

А в перспективе планируется обеспечить также возможность математического моделирования в ФГИС ТП оптимальных вариантов размещения объектов федерального, регионального и местного значения для принятия управленческих решений по их созданию на уровне органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

ФГИС ТП не имеет аналогов в мире и позволяет получить комплексную информацию о конкретной территории (с включением всех информационных слоев одновременно или последовательно), что поможет инвесторам принимать решения о вложении своих средств с минимальными рисками.

На слайде показан современный интерфейс в ФГИС ТП. С помощью активных функций по административно-территориальному делению, наименованию субъекта РФ или муниципального образования, номеров регистрационных карточек загрузки в систему проектов и утвержденных документов, номеров кадастровых кварталов с выбором информационных слоев, любой из пользователей может легко найти нужный земельный участок с необходимыми сведениями о нем, а также объект федерального, регионального или местного значения как существующий и строящийся, так и планируемый к размещению или реконструкции. Информацию о зонах с особыми условиями использования территории, в том числе от планируемых к строительству объектов.

В ФГИС ТП обеспечивается доступ к проектам и документам территориального планирования (схемам и генеральным планам) пока еще в разных форматах (в виде растровых изображений и в векторных форматах).

Однако в текущем году и в 2015 году заказчиками этих документов карты (схемы) в их составе должны быть приведены к единому формату векторных данных, совместимому с форматом цифровой картографической основой, используемой в ФГИС ТП. Должна быть также обеспечена возможность автоматического масштабирования (приведения к единому масштабу изображений) различных документов в единой системе координат с рельефом (в единой системе высот). Возможность корректного укрупнения изображений предполагается ориентировочно до масштаба 1:2000 - 1:500 (для сопоставления проектов планировки территории с генеральными планами и схемами). Что будет удобно и при разработке архитектурных проектов.

Думаю интересно будет продемонстрировать утвержденные и размещенные в ФГИС ТП схемы территориального планирования Российской Федерации в областях, о которых было сказано. Поскольку градостроительное планирование развития территории, увязанное со стратегическим планированием и реализуемое через программы социально-экономического развития и путем подготовки документации по планировке территории, осуществляется далеко не в каждой стране. Возможно даже нет таких примеров вообще в других странах.

На слайде мы видим карту местоположениия существующих и строящихся объектов из состава схемы РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, утвержденную в конце 2012 года. В настоящее время подготовлены изменения в данную схему в части размещения высокоскоростного железнодорожного транспорта. В схеме запланировано к размещению и строительству (реконструкции) более 500 объектов, как линейных, так и точечных и площадных (мультимодальные транспортные узлы, порты и т.д.). Но карту планируемого размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта не приводим, т.к. она менее наглядна. В ФГИС ТП содержатся также текстовые материалы пояснительных записок «Положения о территориальном планировании» и «Материалы по обоснованию проекта» по каждой схеме.

На слайде 7 мы видим Карту планируемого размещения объектов федерального значения в области трубопроводного транспорта на период до 2030 года из состава схемы территориального планирования РФ в области трубопроводного транспорта (магистральные нефти и - газопроводы, конденсатопроводы разной длины, разных диаметров и давления). Всего запланировано более 40 участков таких линейных объектов, планируемых к созданию субъектами естественных монополий.

На этом слайде мы видим сводную карту планируемого размещения объектов здравоохранения федерального значения из состава Схемы терпланирования РФ в области здравоохранения. Всего запланировано к размещению около 100 объектов здравоохранения федерального значения. На карте показана так называемая «врезка» (фрагмент, увеличенный и проработанный в более крупном масштабе чем основная карта). Практически в каждой схеме есть такие врезки, позволяющие в масштабе генеральных планов поселений и городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов (с использованием содержащихся в ФГИС ТП текстовых и графических материалов в М 1:25000; 1:10000; 1:5000) и правил землепользования и застройки, прорабатывать размещение объектов с высокой степенью точности. 

На слайде 9 карта планируемого размещения объектов федерального значения в области высшего профессионального образования из состава Схемы терпланирования в области образования. Тут более 200 планируемых объектов, размещение которых также проработано с использованием материалов проектов генеральных планов и схем муниципального уровня.

Необходимо отметить, что строительство объектов по российскому законодательству невозможно, если они не предусмотрены в документах территориального планирования. Эти объекты не могут попасть в программы и получить необходимое финансирование. И не могут попасть в проекты планировки территории, чтобы на их основании разрабатывать проектную документацию на строительство. Таким образом взаимосвязаны вопросы прогнозирования и стратегирования с градостроительным планированием развития территории (территориальным планированием), а также с бюджетным планированием (программы, через которые реализуются документы терпланирования).

В дополнение хочу продемонстрировать результат взаимодействия градостроительного планирования развития территории и архитектуры. На слайде фрагмент генерального плана городского округа г. Сочи Краснодарского края применительно к территории планируемого размещения олимпийских объектов (недавно прошедшей зимней Олимпиады). Разработчик генплана один из ведущих проектных институтов России - ОАО «ГИПРОГОР». На основе Генерального плана было выполнено много проектов планировки территории для олимпийских объектов, в том числе на территории Имеретинской низменности (Олимпийский парк).

На основе этих документов и была создана индивидуальная архитектура объектов спорта, применительно именно к данному месту.

© Андрей Волков.

 


Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.