Информ-центр
Архитектурный
инфоцентр
online, rss, mobile , print

Теги  Теги




<< сентябрь >>
пнвтсрчтптсбвс
 010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

 

Темы  Темы

Территория Московского завода “Кристалл” открылась в новом качестве
Территория Московского завода “Кристалл” открылась в новом качестве
В июне историческая территория Московского завода "Кристалл" впервые открылась в новом качестве дискуссионной площадки и проекта редевелопмента «Пространство Кристалл». Первая экспертная дискуссия всесторонне исследовала тему реновации промышленных территорий в постиндустриальной экономике. Участники и гости встречи рассмотрели вопросы градостроительного регулирования, инвестиционной привлекательности, сохранения историко-культурного наследия, применения российского и международного опыта архитектурного проектирования и строительства, городского планирования, урбанистики, экологии, социологии, экономики - применительно к заявленной теме. Организаторами мероприятия выступили Информационное агентство СА «Архитектор» и компания «Крайс Девелопмент».



Заголовок  Инфоцентр

Столичная подземка в поисках архитектурного образа

 

Уже совсем скоро будут подведены итоги международного конкурса на разработку дизайн-проекта новых станций столичного метро — «Солнцево» и «Ново-Переделкино». Этот единственный пока прецедент в современном метростроении Москвы на самом деле имеет исторические аналогии — ведь и многие советские станции обзавелись своим уникальным декором по итогам архитектурных конкурсов.

Московское метро строилось как стратегический объект. И дело было не только в его техническом оснащении, но и той масштабной идеологической задаче, которая отводилась этим поистине уникальным сооружениям. «Социалистическое государство может позволить себе постройку для народа сооружения, которое дает лучшее самочувствие, художественное наслаждение населению. Наш рабочий, едущий на метро, должен чувствовать, что работает для себя, зная, что каждая гайка — есть гайка социализма». (Из речи Л.М. Кагановича).

Мозаика на станции «Новослободская»

Советское метро в годы «золотого века» (с 1935-го и до середины 1950-х гг.) транслировало мощный эстетический образ, вещающий о необъятном народном богатстве, силе революционного духа и подвига пролетариев. Это определяло удивительно роскошный облик станций, вызывавших справедливые аналогии с подземными дворцами. Станции этого периода поражают богатством отделки и палитрой декоративных приемов. Здесь продумывалось все, от рисунка полов и инкрустации стенных филенок, до орнамента вентиляционных решеток и осветительной арматуры. В этот грандиозный ансамбль вкладывались лучшие архитектурные силы союза, сюда везли лучшие породы камня с Кавказа, Алтая, Средней Азии и Украины — гранит, красный онежский порфир, оникс, лабрадор, крымский и уральский мрамор.

«Комсомольская» – кольцевая

Строительство первых станций лично курировал Иосиф Сталин. К их возведению привлекались ведущие архитекторы и художники страны, как, например, при сооружении станции «Комсомольская» — кольцевая. Над проектом работал патриарх советской архитектуры Алексей Щусев, автор Мавзолея, гостиницы «Москва» и комплекса зданий Казанского вокзала. «Комсомольскую» часто называют апофеозом сталинского ампира. Она получилась самой помпезной и грандиозной в московской подземке. Потолок украшают восемь мозаичных панно из смальты и ценных камней, посвященных теме революционной борьбы.

Мозаика «Комсомольская» – кольцевая

С размахом спроектирована и «Комсомольская» — радиальная. Долгое время это была единственная станция, где для входа и выхода пассажиров используются пешеходные галереи-балконы над путями. Ее создатели удостоились высоких государственных наград: архитектору Дмитрию Чечулину присудили Сталинскую премию первой степени, а художник Евгений Лансере — автор майоликовых панно с молодыми строителями-комсомольцами — получил такую же премию второй степени. Именно этой станцией СССР привлек международное внимание на Всемирной выставке в Париже 1937 г., куда отвезли ее макет.

«Киевская» – кольцевая

Одной из самых впечатляющих станций того времени стала и «Киевская» кольцевая. По распоряжению Никиты Хрущева был объявлен конкурс на дизайн станции, поскольку на тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» не удовлетворяла первого секретаря партии. На конкурс московские и киевские архитекторы представили 73 проекта, а победу одержали украинцы во главе с действительным членом Академии архитектуры Украинской ССР Евгением Катониным. Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией, которую отражают множество мозаичных панно из смальты.

Мозаика «Киевская» – кольцевая

Кстати, «Киевская» была последней и самой «богатой» на изображения Сталина станцией. В ее монументальном декоре было целых шесть профилей вождя, которые, правда, в годы борьбы с культом личности были тщательно убраны. Дело даже доходило до переделок целых мозаичных композиций. Сейчас на монументальных панно остался только Ленин.

Мозаика с изображением В.И. Ленина «Киевская» – кольцевая

Станция «Маяковская» поражает, прежде всего, необычностью выбранного материала: легкость ее несущим конструкциям придает авиационная сталь, которой покрыты колонны и арки. Говорят, что для отделки использовали фрагменты дирижабля, сооруженного по проекту Циолковского. Угловые части колонн изначально были декорированы редким уральским камнем «орлец». Однако впоследствии значительную часть камней заменили более дешевыми аналогами. В лазоревом небе станции, в овальных люнетах парят планеры и цеппелины — эти мозаики авторства А.А. Дейнеки вошли в историю искусства как образец монументально-декоративного стиля.

Станция «Маяковская»

«Маяковская», между тем, стала первой колонной станцией глубокого заложения (глубина — 34 м). Она была настолько необычна и уникальна своим художественным ансамблем, что на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке в 1938 году была удостоена Гран-при.

Станция «Маяковская»

Дизайн станции «Площадь революции» был задуман таким образом, чтобы посетители увидели образ людей «нового мира» — это те самые 76 бронзовых фигур, которые пассажиры натерли до блеска: матросов, пограничников, солдат, шахтеров, студентов. Все скульптуры расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 г. Любопытно, что все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться станционном зале, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили об особом образе советского народа, который «весь или сидит, или стоит на коленях». Впрочем, Сталину скульптуры понравились.

Дизайн станции «Площадь революции»

В отделке станции «Новослободская» (открыта в 1952 г.) широко использовался новый художественный прием — подсвечиваемые витражи. Всего их 32. Каждый обрамлен позолоченной латунью чеканной работы. Стекла для витражей доставили из Латвии, где они хранились в кафедральном соборе в Риге и предназначались для костелов. Впрочем, причудливое сочетание разноцветных стекол, образующее подобия фантастических цветов, растений и звезд, никогда не вызывало у москвичей ассоциаций с костелом; скорее пассажиры видели в них аквариум с картинками подводного царства.

Отделка станции «Новослободская»

Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых в очень традиционной манере изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных — геометрические узоры и пятиконечные звезды. В торце центрального зала расположено большое панно «Мир во всем мире» художники Павла Корина. Панно изображает счастливую мать с ребенком на руках — по образу Богоматери. При Хрущеве с панно был удален медальон с изображением Сталина, который заменили парящие белые голуби.

Отделка станции «Новослободская»

Какими будут конкурсные предложения архитекторов по современным станциям московского метро, узнаем уже очень скоро. А пока мы попросили поделиться своим мнением президента Союза московских архитекторов, главного архитектора ОАО «Метрогипротранс» Николая Шумакова:

— Николай Иванович, какие из существующих станций вы считаете наиболее интересными с точки зрения архитектурно-художественных решений, а какие — наименее удачными?

— Станции Кольцевой линии, как и другие станции, построенные в период с 1933 по 1953 годы, являются, не побоюсь этого слова, шедеврами, жемчужинами подземной архитектуры. Каждая станция имеет яркий индивидуальный облик, поэтому выделить какую-то одну из них трудно. Эти станции — памятники расцвета так называемой сталинской архитектуры, они создали ту уникальную архитектуру, которой сегодня славится метрополитен.

Из новых станций, открытых в последнее десятилетие, отмечу"Жулебино«, «Лермонтовский проспект», «Битцевский парк», «Борисово», «Шипиловскую», «Зябликово», «Алма-Атинскую», «Пятницкое шоссе», «Деловой центр». Оформлению этих станций было уделено много внимания. Каждому залу с платформой архитекторы постарались придать индивидуальный облик. Эти станции — пример качественной подземной архитектуры. При разработке дизайна учитывались традиции наших дедов, которые были заложены 80 лет назад. С другой стороны, станции получились современными, удобными, с хорошим функционалом. И это не только мое мнение, а мнение многих специалистов.

Наиболее интересные проекты делает наш «Метрогипротранс» — институт занимается проектированием метро с 1933 года. Там работают мастера самого высокого класса. Неудачные проекты в основном появляются от организаций, привлеченных к строительству подземки в последнее время.

— Есть мнение, что современный образ московского метро до сих пор не найден. Вы согласны?

— Нет, так могут говорить люди, которые не знают ситуацию изнутри. Современный образ московского метро найден, и он абсолютно четко прочитывается. Те станции, которые я перечислил, тому пример. Архитектура вновь строящихся станций высоко профессиональная. Повторюсь, она поддерживает традиции 1930-х годов и в то же время не остается в стороне от современных тенденций.

— В настоящее время проводится конкурс на оформление станций «Солнцево» и «Ново-Переделкино». Вы поддерживаете идею таких конкурсов?

— Конкурсы всегда хороши. Если мы хотим добиться качества в архитектуре, творческие соревнования необходимы. Что касается станций «Солнцево» и «Ново-Переделкино», проекты-победители станут известны в середине ноября, тогда мы поймем, дал конкурс нужный эффект или нет. У финалистов пока еще есть время, чтобы доработать свои проекты. Очень надеюсь, что мы увидимчто-то необычное, новое слово в современном образе столичной подземки.

Ошибочно думать, что архитектурные конкурсы не проводились в Москве с 1935 года. Они были, но не в том количестве, как хотелось бы. Например, в начале 2000-х прошел конкурс на дизайн станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Главной темой станции стала Великая Отечественная война и Отечественная война 1812 года. Я всецело поддерживаю идею таких конкурсов: их нужно сделать постоянными, ведь все мы хотим, чтобы новые станции московского метро радовали глаз.

 

Изображения: wikipedia.org, beeflowers.com, businessinsider.com, citylab.com

Публикации по теме

Высокоскоростные магистрали. Зарубежный опыт.
Высокоскоростная магистраль Москва - Казань. Комплекс ТПУ Москва – Курская ВСМ. Проектное предложение.
В Москве с начала 2015 года построено более 14 км тоннелей метро
Анонс IХ Всероссийского Конгресса «Государственное регулирование градостроительства 2015 Осень»
Архсовет Москвы: Архгид на неделю: 24–30 августа





проекты  Проcтранство AIR
 


IAAM Союз общественных объединений Международная Ассоциация Союзов Архитекторов (СОО МАСА) Архитектурное пространство  Creative Capital Club-Клуб Творческая столица 
Архитектура метро ОАО  Союз архитекторов России Архбюро Сергея Романова Архитектурная мастерская В.Логвинова 
ФОРТУНА МОСПРОЕКТ-4 



Закрыть
Загрузка

текст