Вернуться назад

Центр реабилитации детей, страдающих ранним аутизмом (версия для печати)


Центр начал строиться в 1996 году благодаря инициативе Общества помощи аутичным детям «Добро» и последовавшем затем решению Правительства Москвы. Оно же взяло на себя финансирования объекта. Заказчиком выступил комитет образования Москвы, а генеральным подрядчиком - фирма «Аксель К». Комплекс отделочных работ по фасадам и интерьерам выполнялся компанией ООО «Сватстрой». Проектирование и сопровождение строительства осуществляла архитектурно-дизайнерская мастерская действительного члена Московского отделения Международной Академии архитектуры А.А. Чернихова.

Одна из тревожных тенденций нашего времени - рост заболеваемости ранним детским аутизмом. В мире регистрируется 15-20 таких заболеваний на каждые десять тысяч детей. Главная черта аутизма - невозможность или нарушение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде всего с людьми. Если малышу не оказать своевременной и адекватной помощи, развитие психики нарушается, и он становится тяжелым психическим инвалидом.

В развитых странах прекрасно осознают остроту этой проблемы и пытаются помочь больным детишкам вернуться в мир людей. Так, в США на содержание и реабилитацию каждого аутичного ребенка ежегодно тратиться 29 тыс. долл. В Великобритании действует более 40 школ для детей страдающих аутизмом, а в Дании с пятимиллионным населением - пять школ. В России, по самым скромным подсчетам, аутизмом стадают 250 тыс. детей - только в Москве их около трех тысяч. До последнего времени у нас не было ни одного государственного учреждения, где аутичным детям оказывали бы специализированную помощь, так как отечественная медицина рассматривала эту болезнь под знаком общих психических заболеваний, иными словами - как умственную неполноценность.

Больным детям трудно смотреть в глаза. Аутичным - еще труднее. Их взгляд не отвечает на твой, он устремлен мимо и, что еще страшнее, сквозь тебя. Такие дети не просят помощи и не ждут участия, не зовут к себе и не прогоняют в обиде. Ты им безразличен, впрочем, как и все, что рядом. Отрешенность их глаз не оставляет сомнений в том, что пространство, в котором они существуют, обращено вовнутрь, в собственное «я». И важно не просто найти точки, линии, области соприкосновения, но и разомкнуть это замкнутое, отгороженное от окружающего мира, порой агрессивно-неконтактное пространство.

“Коленька! - спрашивает бабушка внука, - Тебе понравилось в детском саду?”

“Да”.
“Пойдешь завтра еще?”
“Пойду, только если там не будет других детей”.

Может ли архитектура стать побудителем, посредником такого контакта? Способна ли она возместить отсутствие людей, общения, диалога? И какой должна быть архитектура здания, назначением которого есть реабилитация аутичного ребенка. При том, что разные дети в зависимости от степени заболевания совершенно по-разному реагируют на одно и то же - одних звук и движение малого водопада занимают и умиротворяют, других приводят в ужас и побуждают к агрессии?..

Есть архитектура говорящая, есть поющая, есть подавляющая или возвышающая. Есть много антиархитектуры - в ней сегодня живет большинство людей. Архитектура может быть и доброй, умиротворяющей... Но в данном случае этого мало. Она должна излучать мелодию, моделировать свет, нести тайну, располагать к общению и размышлению, пробуждать желание возвращаться к ней еще и еще. С такой архитектурой можно разговаривать, с ней можно обмениваться посланиями. Ей можно читать стихи, в ней можно танцевать, ибо она умеет аккомпанировать... Она же и носитель Информации - ритмов, кодов, форм и знаков. Такая архитектура не столько выражает, сколько излучает... Она обладает и своим собственным зрением, как фасады венецианских домов. Когда бродишь по улочкам Венеции никак не можешь понять, кому же и для кого нужны эти великолепные порталы, наличники, рельефы, пилястры - весь этот чарующий декор укрытый в узких улицах от света и глаз. Ощущение такое, что эти дома разговаривают сами с собой. Ты лишь зритель, случайно забредший в этот театр архитектуры. И только много позже догадываешься, что очевидно когда-то тогда, много-много лет назад люди научились говорить не только на языке слов, орнамента, танца и музыки, световых или звуковых сигналов, но и научили всему этому свою архитектуру.

Вечные универсали и праформы культуры, геометрии бытия, сознания и подсознания - круг, треугольник, квадрат, волна и спираль, ритмы повторений и ритмы соотношений. Картина Мира и его маленький конструктор.

Побудить работать фантазию - значит, пробудить к жизни деятельной. И, может быть, тогда... «...если чувство беспредметности перейдет в психологию воображения... тогда появится форма образа мира...» (Казимир Малевич).

Согласно карте умственных состояний, предложений британским медиком Джоном Кларком, помимо Покоя, есть состояние Среднее, Заинтересованное, Пиковое, Мистическое, Просвещенное, Зловещее, Нулевое, Видения, Сны, Внеположенное, а также Наркотическое и Болезненное. Применительно к архитектуре и дизайну, состояние Покоя - это когда творец, художник, архитектор растворен, отсутствует, а Нулевое - когда исчезает само искусство. Выбор очевиден.

Опыта строительства специальной, адресной архитектуры для аутичных детей практически нет. Но... «Я помогу Вам сделать зримым Ваш собственный мир, только и всего». Герман Гессе, театр «Только для сумасшедших».

«Если не знаешь, напоминаю: я один, не толпа,
не народ, не какое-либо множество; и если хочешь
правильно говорить со мной, пользуйся единственным
числом, а не множественным»
Антонио Салютати XIV век
 
© Андрей Чернихов


Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.