Вернуться назад

Николай Шумаков: «Жду самых больших результатов от выставки «Метро, мосты, тоннели 2015». (версия для печати)


О задачах и целях выставки мы попросили рассказать президента Союза московских архитекторов, главного архитектора ОАО «Метрогипротранс», члена Архитектурного совета Москвы, заслуженного архитектора России Николая Ивановича Шумакова.

 
25-27 ноября 2015 года в Москве на ВДНХ пройдет международная выставка «Метро, мосты, тоннели 2015» - первый в России форум, посвященный вопросам проектирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры скоростного транспорта, тоннелей, мостов и мостовых сооружений.
Сегодня транспортная инфраструктура – сфера активного развития и больших перспектив, стратегическая отрасль вложения государственных и частных инвестиций в каждом регионе России. В связи с этим организатор этого уникального проекта - Союз московских архитекторов - ставит своей целью быстро и эффективно расширить возможности бизнеса в сфере транспортной инфраструктуры. Выставка станет деловым мероприятием, проводимым в связи с 80-летним юбилеем Московского метрополитена. 
 
- Николай Иванович, какова основная идея выставки и в чем Вы видите ее актуальность?
- Идея выставки охватывает все основные объекты транспортной инфраструктуры - метро, мосты, тоннели как объекты, сложные с технической и технологической точки зрения. Название выставки абсолютно правильно формулирует ее задачу. Самые сложные технические сооружения будут представлены ведущими компаниями не только Москвы, но и всей России. И, в конце концов, на этом большом форуме участники выставки посмотрят, кто на что способен, ответят на вопросы: туда ли мы идем, тем ли путем, в том ли направлении? Ту ли землю копаем? И, может, с Запада надо поворачивать на Восток? Это не исключено. 
На самом деле эту выставку надо было устроить давно, когда пришел Сергей Семенович Собянин и наметил стратегические планы по развитию Москвы. Первое слово, которое он произнес – «метро». Именно Собянин получил в этом вопросе поддержку президента и правительства, и Правительство России выделило деньги на развитие московского метро, поскольку Москва – это не обычный город, а столица России.
 
Почему раньше метро не развивалось при Лужкове? Потому что федеральных денег не было, Москва строила только за свои деньги, а своих денег, к сожалению, не хватало. Хоть и был строительный бум, ходили сумасшедшие деньги именно в строительстве, на метро все равно не хватало, потому что метро из всех строек, которые существуют в России, требует самых больших вложений. Минимум 100 млн. долларов стоит один километр в однопутном исчислении, дорогое удовольствие.
 
Строительство метрополитена всегда рассматривается как социальная программа для обеспечения нормального транспортного обслуживания всего населения.
 
Но хорошую идею никогда не поздно реализовать. И первый международный форум под таким названием долгие годы будет актуальным, пока Москва нуждается в метростроении и вообще в развитии транспортной инфраструктуры всего огромного мегаполиса, тем более в него вошли новые территории. Новые территории, скорее всего, надо будет обслуживать высокоскоростным, внеуличным транспортом, а это - метрополитен. Может быть, там будет другой тип метрополитена, скорее всего, легкий метрополитен, который идет над землей. Это самый быстровозводимый и самый дешевый из всех видов метрополитена. Поэтому будущее метрополитена в Москве безмерно и бездонно. Мы будем строить метрополитен долго, пока деньги не кончатся.
Что касается других городов России, то там метрополитен практически не строится. Я участвовал в нескольких проектах по России, в частности, в Челябинске, где проект уже 20 лет законсервирован. Консервация – это тоже дорогое удовольствие. Лучше построить и эксплуатировать за какие-то деньги, чем держать на консервации. Может быть, эта выставка даст импульс губернатору Челябинской области и Правительству России для продолжения строительства.
Думаю, что цели наши благородны, задача поставлена огромная, мы надеемся, что выставка принесет пользу и участникам, и посетителям.
 
- Какие компании примут участие в выставке?
 
- Главные игроки на этой выставке должны быть ведущие компании Москвы и России. Во главе экспозиции будет славный Московский метрополитен, которому в этом году исполняется 80 лет. Под эгидой 80-летия метрополитена и устраивается эта выставка. Его младшие братья – это Питерский метрополитен и другие, ведь Московский метрополитен, действительно, является родителем всех метрополитенов России и бывшего Союза. Плюс компании, которые проектируют и строят метро. Из самых крупных организаций – это, конечно, «Мосметрострой», это самая крупная компания, экспозиция которой будет интересна не только специалистам, но и широкой публике.
Сферу мостостроения представит, конечно, «Мостотрест», который отличился крупными объектами – мост через реку Дон в Ростовской области, Можайский путепровод на Кутузовском проспекте, Живописный мост в Москве. Надеюсь, центральное место экспозиции по мостам займет макет Керченского моста, проектированием которого занимается «Гипростроймост – Санкт-Петербург». 
Метрополитен - всеобъемлющая организация, которая сотрудничает со многими организациями, которые будут представлены на выставке. Это компании, которые занимаются строительством, эксплуатацией метрополитена, отделочники, стекольщики, лаки-краски, техника по эксплуатации, например, моечные машины, как обязательный атрибут любого метрополитена и т.д. 
Поэтому есть надежда, что это будет одна из самых масштабных выставок за последнее время.
 
- Какие новые технологии и материалы, используемые сегодня в транспортном строительстве, будут продемонстрированы на выставке?
 
- Глобально технология строительства метрополитена не поменялась за все 80 лет. Техника чуть-чуть улучшилась, но прежние человеческие руки - остались. Проходит тоннелепроходческий щит диаметром или 6, или 10 метров. Щит прошел – а далее  отбойный молоток нужен, ручного труда очень много. Новое поколение щитов будет также представлено на выставке. Например, оборудование немецкой компании Херренкнехт, которое Москва закупает, тот знаменитый щит диаметром 14,2 метра, который прекрасно сработал на Третьем транспортном кольце в районе Лефортово, и дважды прошел тоннель под Серебряным бором. Компания себя зарекомендовала прекрасно, и, думаю, у нее перспективы работы в Москве сохраняются.
Изменения есть в строительных материалах. Стекло используется очень широко, металлокерамика – в отличие от периода пятнадцатилетней давности, когда использовался в основном натуральный природный камень, мрамор, гранит. Сейчас, во-первых, период импортозамещения, а все хорошие камни - только за границей, так как, к сожалению, палитра естественного камня в России невелика - 5 пород гранита, 5 пород мрамора. В связи с этим мы сократили применение природного камня, а стекло, керамика, металлокерамика применяются достаточно активно. Думаю, компании, производящие эти материалы, хорошо себя покажут. 
 
- Есть отдельный раздел – подсветка и навигация. Это касается и метро, и мостов. Какие новшества в этой сфере сегодня происходят?
 
- В сфере подсветки за последние годы изменился принципиально  элемент, который мы используем для подсветки тоннелей, мостов и метрополитена. Еще вчера мало кто предполагал, что светодиодное освещение займет такое важное место и в жилищном строительстве, и в общественных пространствах и тем более в метрополитене. У светодиода оказалась высокая светоотдача, хорошие эксплуатационные характеристики. А раз основной элемент изменился, то соответственно меняется и принцип освещения. Характеристики иные, чем у металлогалогенных, люминесцентных светильников, я не говорю уже о лампах накаливания. При этом применение нового типа светильника на том или ином объекте каждый раз требует индивидуального подхода.
Но каждый раз, когда мы говорим о транспортном объекте, освещение должно быть очень щадящим, не создавать никоим образом конфликтную ситуацию «свет и пассажир», для того, чтобы обеспечить максимальный комфорт и безопасность пассажирам метрополитена, автомобилистам и пассажирам в тоннеле и на мосту. Этот принцип давно известен, его мы и придерживаемся.
Что касается навигации – это важнейшая тема на любом транспортном объекте, будь то мост или тоннель, и особенно метрополитен. То, что сегодня происходит замена старой навигации на новую, не считаю правильным и удачным, потому как светящиеся короба, на которые нанесена информация, разрушают историческую архитектуру. В Московском  метрополитене у нас ни много ни мало 44 памятника архитектуры! Более того, у нас появляются выявленные памятники. Я трактую метрополитен целиком как памятник, не важно, в какой период та или иная станция была построена. И нынешняя маловразумительная навигация нанесет большой вред, если мы, москвичи, дружно не скажем этой навигации «нет».
Поэтому надеюсь, что навигация будет представлена на выставке, и мы посмотрим, кто на что способен.
 
- Сейчас в Москве планируется построить 18 мостов. Планируется ли объявить конкурсы на проектирование и подряд? Будут ли использоваться новые технологии и материалы?
 
- Надеемся. Любой, даже типовой мост - это уникальное инженерное сооружение. К сожалению, архитектура мостов как понятие в советский период в Москве была потеряна полностью. Те мосты, которые появились в последние годы – вантовые мосты «Живописный» в Москве и мост на остров Русский во Владивостоке, рассматриваются как исключения.
Считаю, в особо значимых местах мосты обязательно нужно строить по конкурсу, причем разыгрывать и проект, и генерального подрядчика. Только тогда мы получим результат. Иначе опять – только стойка и балка, и никакого интереса и никакого удовольствия для человека, для москвича не будет. Будем надеяться, что все будет по-честному.
 
- Если коснуться вопроса инженерных сетей на транспорте, то в последнее время в прессе встречаются жалобы москвичей на плохую вентиляцию в метрополитене. Что можно в этом направлении сделать?
 
- Я торжественно заявляю и гарантирую, что проектируется вентиляция в метрополитене со стопроцентной гарантией, и в метрополитене всегда должно быть свежо и комфортно. Закладывается определенный воздухообмен. Во время строительства могут происходить какие-то отступления от проекта, замена одного оборудования на другое, находятся недоброкачественные поставщики, которые устанавливают оборудование, которое, к сожалению, несет другие характеристики и в эксплуатации показывает себя не лучшим образом. Но настоящая нормальная эксплуатация к таким ситуациям не приводит.
 
- Николай Иванович, известно, что Вы не являетесь сторонником устройства общественных туалетов на территории Московского метрополитена. Тем не менее, на станции метро «Проспект мира» появился первый типовой общественный туалет…
 
- Я являюсь сторонником устройства общественных туалетов на территории метрополитена, но подчеркну - весь Московский метрополитен, особенно платформенные участки, являются памятником архитектуры. Сейчас это 44 памятника, в ближайшее время еще полсотни появится. Так бездумно к метрополитену относиться нельзя. Типовые кабины затаскивать на памятник архитектуры, бездумно ставить туда, где захочет эксплуатирующая организация, – неверно, недопустимо, этот вопрос касается нашей культуры. Если решать проблему, то на уровне подземных пешеходных переходов или вестибюлей, а не вниз опускать – не для того создан метрополитен. И так много чем мы испортили наши интерьеры. Если рассмотреть устройство метрополитенов в других странах, то там не устраивают туалеты в районе платформы, устраивают выше.
Подход должен быть другой, если понадобятся туалеты, надо заказчику, коим является метрополитен, заказывать их устройство на стадии проекта в вестибюле, в уровне пешеходного перехода, и если хочется, то и в уровне платформы. И проблема будет решена. Но надо все делать грамотно, цивилизованно и профессионально, а не затаскивать кабинку и потом с восторгом отчитываться о достигнутом успехе. 
 
- Еще один вопрос – о перспективах Московского метрополитена. Он сейчас бурно развивается. Каким вы видите облик метрополитена с появлением новых станций? Будут ли новые проекты представлены на выставке?
 
- Радует то, что Правительство Москвы и Московский метрополитен придерживаются позиции сохранения тех традиций, которые были заложены в 30-х годах прошлого века. Архитектуру Московского метрополитена мы не потеряем, ни пяди не отдадим. 
Последние станции показали высокий класс архитектуры и поддержки тех самых традиций - «Битцевский парк», «Пятницкое шоссе», «Алма-Атинская», центральный участок Люблинской линии, «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Новокосино». Это все высококлассные сооружения, которые говорят о том, что традиции не потеряны, а напротив, развиваются и поддерживаются. Надеюсь, что впредь будет так же.
Мы представим на выставке станции Третьего пересадочного контура (хотя название неверное, имея одно-единственное транспортное кольцо – Кольцевая линия, нельзя сразу получить третье), станции Калининско-Солнцевской линии, Дмитровско-Люблинской линии. Этого будет достаточно, чтобы получить представление о том, что будет с метро завтра.
 
- Каких результатов вы ждете от выставки?
 
- Жду самых больших результатов. Надеюсь, что наше дело, а это организация выставки - тяжелое дело, принесет пользу не только Союзу московских архитекторов, но и всем организациям, которые участвуют в процессе – будь то проектирование, строительство, эксплуатация и метро, и мостов, и тоннелей. Думаю, что это не настолько наивные мысли, потому как если выставка будет устроена грамотно, а я не сомневаюсь в этом, тогда даже рядовой пассажир получит эмоциональный импульс, а практическую ощутимую пользу выставка принесет именно профессионалам.
 
В заключение хотелось бы пригласить на выставку и специалистов, и жителей Москвы и регионов России. Приходите, будет интересно.
 
 
 
 
Информагентство СА "Архитектор" выступает организатором деловой программы и информационным партнером выставки,
а также осуществляет менеджмент сайта ОАО "МЕТРОГИПРОТРАНС" 
 
С уважением, Екатерина Чугунова, директор деловой программы "ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ" выставки "МЕТРОМОСТЫТОННЕЛИ"
тел. 8(499)4098861 manager@architektor.ru 
 

Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.