Вернуться назад

iq Studio. Проекты, представленные на конкурс ECO HOME Exhibition (версия для печати)


Подробнее о презентации проекта на Экологической неделе в Москве 

 

Рядом с метро «Полежаевская» достраивается здание торгового центра, чей проект был выбран в ходе проведенного заказчиком конкурса. Автор проекта, глава бюро iq Studio (iq Architecture Studio) Эрик Валеев рассказал порталу «Архсовет Москвы», как удалось сохранить при строительстве авторскую концепцию.

ТРЦ на Хорошевском шоссе

Конкурс на ТРЦ Хорошевский был одним из первых в новейшей практике Москомархитектуры. Заказчик — ТПС «Недвижимость» совместно с Комитетом по архитектуре организовал закрытый конкурс. Молодое бюро Эрика Валеева iq Studio (iq Architecture Studio) выиграло его у таких известных команд как  «АБД», «UNK Project», «АБ Асадова», «Бюро Воронцова».

— Это был закрытый конкурс, почему заказчик выбрал именно вас - начинающее бюро?

— Несмотря на определенный опыт проектирования, для нас это приглашение тоже было неожиданностью и своего рода вызовом, сроки были крайне сжаты, т.к. мы последние из конкурсантов подключились к проекту. Уже на  предзащите у заказчика стало ясно – что наш проект решает поставленные задачи, он логичен и эстетическая сторона устраивает заказчика. Следом прошла защита в Москомархитектуре.

Проект ТРЦ Хорошевский

— А в вашу конкурсную концепцию потом вносились какие-то изменения?

— Как в любом проекте на пути от концепции до реализации, проект может претерпевать значительные трансформации, в нашем случае их удалось свести к минимуму. Была попытка серьезного изменения, в связи с этим мы обращались в Москомархитектуру за поддержкой: полученное письмо позволило привести заказчику весомый аргумент.

Тогда я почувствовал, что защита авторских прав - она есть: если ты автор объекта и в АГР фигурирует твое имя, то без твоего согласования изменять объект нельзя, т.е. ты можешь этим АГР апеллировать заказчику.

Многие нестандартные элементы требовали детальной проработки, как с местными, так и западными подрядчиками. Но нам кажется, что удалось достичь того, что задумывалось, образ абсолютно сохранен. Здесь, конечно, надо отдать должное заказчику - он в целом корректно относился к самому проекту и процессу проектирования. С нами был заключен договор на разработку стадии «П», сопровождение разработки рабочей документации и полноценный авторский надзор. Фактически ежедневно, на протяжении года, мы находимся на стройке, что позволяет находить компромиссные решения, но не в ущерб образу.

ТРЦ на Хорошевском шоссе

Наверное, если бы заказчик отдал проект другим, даже очень хорошим специалистам для дальнейшего сопровождения, то думаю, многое изменилось бы  до неузнаваемости. Я верю, что автор концепции обязан доводить все до последней гайки.

—  Вам попался, действительно, сознательный заказчик….

—  С генеральным подрядчиком, мы,  кстати, тоже нашли общий язык, они практически не меняли наших проектных решений. В случае вынужденных замен готовы были часами обсуждать варианты решений. Окончательно, об этом можно будет говорить, конечно, только в момент сдачи объекта.

—  И что же, совсем не было трудностей с реализацией?

— Серьезных проблем с реализацией практически не возникало. Скорее в организационном плане. После того, как мы выиграли конкурс, заказчик попросил заключить договор со своим Генпроектировщиком. После этого все шло через них -  они сдавали заказчику документацию, мы сдавали им. Тем не менее, когда Генпроектирощик сдал стадию Проект и получил свои и наши деньги, он с нами не рассчитался. Получается, гонорар за стадию Проект мы ждем до сих пор. Хотелось бы, чтобы заказчик более ответственно подходил к выбору генпроектировщиков, исправил ситуацию и исключал подобные случаи. После этого случая, мы уже напрямую  заключили с заказчиком договор на сопровождение разработки рабочей документации и авторский надзор. Все это ведется, с этим проблем нет.

ТРЦ на Хорошевском шоссе

—  Вот Вы сказали, что заказчику понравилось, что ваш проект логичный. А в чем это выражается?

—  Один из наших подходов – работа с ограничениями, которые мы всегда пытаемся трансформировать в позитивные драйверы дизайна. В данном случае было много ограничивающих факторов на участке: очень маленькая общественная зона у главного входа, северное расположение главного фасада, достаточно неприглядного вида застройка напротив, близость оживленного шоссе.

Чтобы  увеличить площадь у главного фасада здания, вместо акцентированной входной группы, которая еще больше бы «съела» ее, мы наоборот углубили площадь в тело здания.

Таким образом, увеличили общественное пространство. Близость шоссе нивелировали, отгородив пешеходный променад плотным слоем растений, искусственными холмами, высокими спинками скамеек вдоль променада. Для того чтобы неприглядную застройку не отражать в фасадах (до нас была концепция с зеркальным остеклением, кстати) мы использовали матовые металлические панели, чтобы придать фасаду легкость и дополнить композицию, ввели ламели – как бы повернутые под различными углами фасадные панели. Изначальным проектом были жестко заданы места остекления, причем они хаотично разбросаны – это не жилой дом, где есть сетка – и эти ламели также позволили нам плавно переходить от глухой стены к остеклению и рекламе. В ламели мы также интегрировали освещение, что стало элементом динамической подсветки. Т.е. Мы решали не только задачи клиента, а также огромное внимание уделили тому, как объект живет в городе, какую среду формирует.

Архитектурно-градостроительная концепция развития территории г. Звенигорода

— Вы уже в проекте продумали концепцию размещения рекламных конструкций на фасаде?

— Да, так как реклама - неотъемлемая часть данной типологии, мы с самого начала рисовали концепцию с учетом мест для расположения логотипов, а для того чтобы минимизировать площадь рекламных конструкций, ввели 3 медиа экрана. В ламелях, которые к ним подходят, установлены светодиодные светильники, и они синхронизированы с изображением на экранах. Получается единый медиа организм, живущий в такте с этой рекламой. Медиа экраны направили на основные подъезды к этому комплексу.

—  А проект в ходе реализации не пытались удешевить?

—  Да, нам, в частности, пришлось пойти на оптимизацию панелей – часть из них, но расположенная на второстепенных фасадах, другого производителя, хотя мы добились, чтобы они остались той же высоты 6 метров. Они не так преломляют свет, отличаются технологией монтажа, но тут уже настоял заказчик, и мы были вынуждены идти на какие-то компромиссы. Мы остаемся в обозначенном заказчиком бюджете, но основные принципы, которые важны и нам, и ему, и городу – мы отстаиваем. К примеру, у комплекса очень интересный пространственный купол - оболочка, который накрывает фудкорт на 4 этаже. Этот купол мы совместно проработали с компанией, которая создавала подобные конструкции для Нормана Фостера, Массимилиана Фуксаса. Эта легкая ажурная конструкция вкупе с прозрачным структурным остеклением главного витража входной зоны, позволяет пропустить солнечный свет на площадь с северной стороны фасада, которая при любом другом решении была бы в тени.

Архитектурно-градостроительная концепция развития территории г. Звенигорода

— Ваш проект получил высокую оценку одного из самых престижных международных конкурсов INTERATIONAL PROPERTY AWARDS 2015, London.

— Да спасибо, мы тоже очень рады. Также проект получил Серебреный диплом «Зодчества 2014», диплом «Стекло в архитектуре 2015».

— Расскажите о других ваших проектах. Вы принимали еще участие в каких-либо конкурсах?

— Не так давно мы участвовали в конкурсе, который Союз архитекторов России проводил вместе с заказчиком и администрацией г. Звенигорода. Это был открытый Всероссийский конкурс с международным участием на архитектурно-градостроительную концепцию развития территории города. Мы предложили идею такого эко града, которая не противопоставляет городскую среду природе, а напротив взаимодействует с ней. Вся городская ткань пронизана зелеными парковыми «коридорами», которые связывают всю застройку воедино. Эти коридоры направлены на основные достопримечательности, т.е. служат не только природными, но и визуальными связями, также они в частности позволяют маме с коляской пройти практически в любую часть застройки, не переходя ни одну оживленную дорогу. Вся экосистема начинает дышать, а центр города при этом не отрезан от остальной застройки. Мы немного отошли от задания подойдя чуть ближе к реке, потому, что не хотели нарушать визуальные оси – но именно это в итоге, как нам объяснили в жюри стало причиной того, что мы не получили призового места, первого кстати не получил никто. Но наряду с французской командой мы разделили 4–е и получили диплом за «Лучшее решение жилой среды малого города» и даже специальный диплом «За развитие традиций в современной архитектуре».

Архитектурно-градостроительная концепция развития территории г. Звенигорода

—  У вас есть еще интересный проект в городе Орел…

—  Да, это селекционно-генетический центр – такой офисно-общественный комплекс, где расположена штаб-квартира компании, офисы арендаторов, лекционный, спортивный залы, музеи, кафе, магазин, технические зоны и пр. Это бывшие ангары промышленного назначения и у нас идея, объединить основные функции, тем не менее, оставляя их независимыми. Существует единый центр, расположенный в основном пространстве, где встречаются все сотрудники, куда выходят переговорные, ресторанный и спортивный блоки таким образом, что  можно проводить научную работу, принимать делегации и, наконец, просто отдохнуть в ресторане, чувствуя общую вовлеченность, то есть делаем такую максимальную интеракцию функций.

 

Изображения: iq Studio
https://archsovet.msk.ru/article/ot-pervogo-lica/iq_Studio_valeev 

Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.