Вернуться назад

Никита Токарев МАРШ (версия для печати)


 

Директор Московской архитектурной школы МАРШ Никита Токарев рассказывает о сложностях междисциплинарной коммуникации.

Почему архитекторы не могут найти общий язык с другими гуманитариями, плохо разбираются в вопросах культуры и мало читают?

Такой вот вопрос задал Евгений Асс в ходе дискуссии «Интеллектуальный багаж архитектора», которая проходила в рамках «Вазари-феста» в Нижнем Новгороде. С молодыми архитекторами, выпускниками МАРШ, философ Галина Козлова обсуждала интеллектуальные, художественные, научные ориентиры поколения, а по сути речь шла о связях архитектуры в России с другими областями культуры. Проще говоря, что, кроме бутылки вина, принесет архитектор на вечеринку историков, социологов, художников или киношников, инженеров или музыкантов, да и просто соседей по подъезду, какие темы и идеи? Внутрипрофессиональный разговор про цены на проектирование или перипетии конкурсов вряд ли будет им интересен.

 

Вопрос не праздный: на конференции и архитекторы, и критики отмечали разрыв коммуникации между архитекторами и публикой, жителями, заказчиками, прессой и властями. На архитекторов жалуются, что они замкнуты в профессиональном кругу, говорят на своем языке. Архитекторы, в свою очередь, сетуют на неотесанность, узость взглядов своих собеседников, на то, что их благие намерения остаются не понятыми и не оцененными. В результате архитектор в России чаще всего воспринимается общественностью либо как пособник власти (укладывает всюду плитку, сносит памятники и т.д.), либо как пособник бизнеса (точечная застройка, снос памятников, покушения на парки, леса и т.д.). И почти никогда — как самостоятельная фигура, со своей экспертизой, мировоззрением, ценностями. Архитектура чаще попадает в раздел «недвижимость», чем в раздел «культура». Дело не в кознях темных сил, неудачном национальном характере или нефтяном проклятии, дело, боюсь, в нас самих.

 

Чтобы любой разговор состоялся, нужны общий язык и общие темы. Язык и темы складываются из общего круга чтения, смотрения, переживания и раздумий. Собственно, этот самый круг и обсуждался в Арсенале. Со времен Ренессанса архитектор был включен в поле культуры. Трактаты Брунеллески, Филарете или самого Вазари читались наравне с философами и учеными, им было, что сказать друг другу — на латыни, конечно. Перескакивая через века и эпохи, скажу, что и в СССР, несмотря ни на что, архитектура долгое время оставалась заметным на интеллектуальном горизонте явлением. Дискуссия об урбанизме в 20х, инициированная архитекторами, вовлекла и социологов с демографами, и инженеров, и географов, и политиков. Последним по времени вкладом архитекторов в культурную и научную дискуссию был, вероятно, «средовой подход». Книги Гутнова и Глазычева могу представить на полке филолога или историка, а то и мэра или министра. С тех пор с нашей стороны почти ничего, выходящего за рамки цеха, не появилось. Исключением стали междисциплинарные исследования «Стрелки»: например, «Археология периферии» или «Книга о красивой и полезной архитектуре», а также серия остро необходимых переводов зарубежной классики 20 века. И, конечно, сам «Вазари-фест», в этом году посвященный текстам об архитектуре.

 

Из архитектурного образования и практики интеллектуальная, научная составляющая постепенно вымывается. Можем ли мы назвать top 10 архитектурного чтения, например, для студентов наших архитектурных школ (не учебников и методичек)? Того, что архитектор обязан прочитать, и того, что читает по собственному выбору. На собеседованиях в магистратуру мы уже побаиваемся такой вопрос задавать, чтобы не расстраиваться в сотый раз.

Тем не менее, рискну предположить, что даже сейчас есть в России несколько областей, где архитектура наиболее активно взаимодействует с другими сферами культуры и науки. Это в широком смысле социология, интерес к которой подогрет бумом урбанизма и ландшафтных проектов. Все чаще в проектах появляются ссылки на соцопросы, big data или попытки (как правило, довольно наивные) такие данные собрать для определения программы будущего объекта. Это возможное общее поле для работы, интересное архитектору как источник идей, а социологу как проверка теоретических выкладок, материализация данных. Вторая точка пересечения — это вычислительное проектирование, где сходятся интересы инженеров, программистов, дизайнеров и архитекторов, разработчиков 3D принтеров и промышленных роботов. Во всяком случае, лекции в МАРШ на эту тему неизменно собирают не только архитектурную аудиторию.

В той беседе в нижегородском Арсенале мы так и не выяснили содержимое рюкзаков, не нашли кумиров архитекторов 2000х, как мечталось, только обозначили проблему. Возможно, на страницах «Архиграммы» мы сможем продолжить этот разговор. Очень хотелось бы, чтобы новый ресурс стал площадкой общения не только архитекторов с архитекторами на «архитектурные» темы. Без гуманитарной подготовки, без языка общения мы обречены говорить на чужих языках, прибегать к услугам переводчиков, посредников, пользоваться заемными, чужими смыслами и идеями. И роль наша в этом диалоге будет соответствующая.

Кстати, помните, у Хиля в той же песне есть еще строчка: «Знаю, что не очень вы богаты»? Возможно, тут есть связь: что у нас в рюкзаках, настолько мы богаты, в прямом и переносном смысле.

Никита Токарев

 

 

 

 

 


Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.