Вернуться назад

День инноваций -2017 (версия для печати)


Город будущего - пространство для пешеходов и роботов

На Дне инноваций - 2017 всемирно известные архитекторы Хани Рашид и Этьен Трико рассказали о том, какими видят будущие города. Основатель бюро AREP видит основной тренд их развития в формировании новых «переплетенных» общественных пространств. А сооснователь Asymptote - в максимальной роботизации все больших сфер городской жизни. Один из главных трендов современного городского развития заключается в создании особых общественных пространств, где переплетаются между собой публичная и частная жизнь. Об этом на сессии «Архитектура в меняющемся мире» на Дне инноваций - 2017 рассказал основатель бюро AREP французский архитектор Этьен Трико, сообщает корреспондент Ради Дома PRO. Одним из примеров таких пространств эксперт назвал современные транспортно-пересадочные узлы, в составе которых появляются торговые площади, гостиницы, жилье, кафе и места для встреч. 
 
Принципы строгого функционального разделения городских пространств на зоны давно устарели, убежден Трико. Жесткое зонирование мешает коммуникации городских жителей между собой и создают ощущение изоляции и одиночества. Город будущего, по его мнению, это своеобразная сеть «переплетенных» общественных пространств, которые связаны между собой сложной сетью всех видов общественного транспорта. Город, максимально удобный для быстрого перемещения пользующимся им активных пешеходов, давно отказавшихся от своих личных машин.
 
Сооснователь нью-йоркского бюро Asymptote Хани Рашид отметил, что городское развитие неизбежно пойдет по пути максимальной автоматизации включая робототехнику. По его словам, роботы будут брать на себя все больший объем «простых работ». Например, помогать людям переносить чемоданы или сортировать и перерабатывать бытовые отходы.  
 
Ключевое внимание в городах будущего должно уделяться экологии, считает Рашид. Например, такие мегаполисы должны не вырабатывать, а потреблять углекислый газ. Жилые здания необходимо размещать в зеленых массивах и недалеко от воды, отметил американский архитектор. Важно создавать у человека ощущение, что он живет в парке, добавил он.

28/11/2017, Михаил Найден
 

Ирина Ильина, ВШЭ: «Пустота московских улиц обязательно заполнится»

В дискуссиях о том, что не так с московской городской средой, громче всего звучат голоса властей и активных горожан. Портал Ради Дома PRO решил разнообразить привычную тональность, дав слово представителю науки. О реновации, «Моей улице» и Smart City мы поговорили с директором Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ириной Ильиной.
 
— Насколько серьезно изменились за последние годы приоритеты градостроительного развития?
 
— Градостроительство — занятная сфера. Она вплотную связана с жизнью людей: все интересы, приоритеты, меняющиеся в человеческой жизни, отражаются в градостроительстве. Иногда это влияние идет с опозданием, иногда с опережением.
 
Если говорить о столетии развития московского градостроительства, то можно выделять много этапов. Например, был период строительства хрущевок, когда доминантой стало создание квадратных метров на душу населения, потому что людям негде было жить, и это был ключевой этап развития градостроительства. Потом у нас строили социальное жилье, которое раздавали бесплатно. Потом люди покупали квартиры.  
 
Сейчас у нас наступил еще один интересный этап — он начался в Москве, а потом стал тиражироваться по другим городам России. Мое мнение относительно этого периода не совсем однозначное. Есть точка зрения, что комфортная среда формируется потом, когда решены другие проблемы — жилье, работа, уровень доходов. Понятно, что благоустройство города сделать проще, чем создать полностью комфортное жилье. Но надо понимать, что городская среда — комплексное понятие. Это больше, чем просто благоустройство улиц. А сейчас, на мой взгляд, случился небольшой перекос именно в сторону благоустройства. Хотя допускаю, что изначально власти и задумывали трансформировать облик городов именно в плане благоустройства, поскольку уровень был катастрофический.
 
Итак, в Москве стали активно создавать новую среду. И тут мнения жителей разделились: москвичи в большинстве своем выступали против изменения привычного пространства, но приезжие, которые не живут постоянно в столице, очень радуются этим переменам. Отчасти недовольство москвичей объясняется привычкой. Обратите внимание, московское благоустройство затрагивает не только прокладку плитки и высадку деревьев, но еще и ремонт фасадов, ликвидацию объектов некапитального строительства. Например, на площади у метро «Чистые пруды» сейчас свободная площадка, и возникает ощущение пустоты. Хотя раньше там была очень активная жизнь — люди что-то покупали, была суета. 
 
Как найти оптимальное решение, я не знаю. Но мне кажется, что нужно думать еще и о потребностях людей. Эти площади, которые сейчас пустуют, надо активнее вовлекать в городскую жизнь. Например, есть небольшой город Реймс во Франции. В течение двух недель я наблюдала, как трансформировалась его центральная площадь: днем поставили шезлонги, подключили wi-fi, и люди просто отдыхали, в 4 часа шезлонги убрали, поставили скамейки, пришли лекторы и прочли лекцию, вечером на фасаде мэрии показывали какое-то слайд-шоу. На следующий день была ярмарка, рынок, до обеда поработали, после — убрали, организовали концерт. Очень важно наличие таких площадей, которые меняли бы свою функцию в зависимости от потребностей человека. Поэтому пустота московских улиц со временем заполнится, поскольку обратное влияние города будет обязательно.
 
Скоро Москве предстоит пройти новый этап — реновацию жилого фонда. Построенные в 50-60-е годы пятиэтажки устарели морально и физически. Но не все их обитатели хотят менять место жительства, потому что люди привыкли к своему образу жизни, жилью.
 
А вот, например, в Берлине в результате реновации остался почти такой же объем жилья: оставили пятиэтажные здания, полностью их обновили, сделали на первых этажах квартиры с возможностью для перемещения инвалидов. У нас идея прекрасная и масштабная — освободить город от старого жилья, сделать его более комфортным, привлекательным и при этом оставить людей в привычных им районах проживания. Но надо еще посмотреть, как она будет осуществлена.
 
— Одно время наблюдалось некое стремление людей уехать из города, поселиться подальше от суеты. Был спрос на загородную недвижимость. А сейчас идет обратный процесс — все стремятся жить в самой Москве.
 
— В начале 90-х годов создавалась программа строительства коттеджного жилья для москвичей. Предполагалось, что это будет не дачное, а именно единственное жилье, то есть предполагался переезд из Москвы в Московскую область. Но в Москве эта программа не получилась, потому что все стали приобретать эти коттеджи как второе жилье, никто не отказался от своей московской квартиры. Ведь квартира — это было практически единственное, чем обладал советский человек. В одной семье жили сразу несколько поколений — дедушка с бабушкой, родители, их взрослые дети и внуки. К тому же люди у нас не очень миграционно активны: где получил жилье, там и стараются жить. Например, если у американца становятся больше доходы, они меняют квартиру на большую; сокращаются — меняют квартиру на меньшую; предложили работу в другом городе — они переезжают. У нас не так. Возможно, это связано с тем, что в России был инструмент прописки.
 
— Новую Москву нельзя рассматривать, как еще одну попытку переселить москвичей на свежий воздух?
 
— Что произошло сейчас — присоединили Новую Москву. Это огромная территория. «Старая» Москва осваивалась больше тысячи лет. А новая территория в 2,5 раза превышает «старую» Москву. Вероятно, это тоже будут тысячелетия для полноценного освоения. То есть, во-первых, в данном случае масштаб очень велик. Во-вторых, преимущественно строилось жилье без инфраструктуры. И получилось, что на «долго» нет времени, а на «дорого» нет средств. Поэтому появились отдельные изолированные коттеджные поселки, в которых все есть, а массового освоения территории не получилось. Тем более, в Новой Москве много проблем с инженерной инфраструктурой, сложность с водопроводом, нет дорог. Да, начинают что-то делать, но это все равно многолетний процесс. С реализацией программы реновации (тем более, у нас будет строиться жилье в соотношении один к трем) Новая Москва не выдержит конкуренции.
 
— Вы считаете, рынок упадет?
 
— Думаю, да. Новая Москва явно не выдержит конкуренции. Мы недавно проводили интервью с жителями Новой Москвы и выяснили, что это либо молодые семьи, либо иногородние. У тех и у других не хватает денег, чтобы купить жилье в Москве. Но и те, и другие рассматривают жилье в Новой Москве как временный вариант, рассчитывая через какое-то время переехать в Москву. Как постоянное место жительства Новую Москву рассматривают максимум 20%.
 
— Какое еще влияние окажет реновация на облик Москвы, городскую среду?
 
— Это, на мой взгляд, одна из самых сложных задач, потому что это не будет простая замена: был пятиэтажный дом — на его место поставили пятнадцатиэтажный. Во-первых, неизбежно произойдет уплотнение застройки. Во-вторых, сносимые пятиэтажки сейчас утопают в зелени, и масштабные строительные работы будут сказываться на сохранении зеленых насаждений. Но я верю в талант наших архитекторов, в их желание сохранить город.
 
— Но сейчас мы говорим о Москве. К сожалению или к счастью, она живет отдельной жизнью.
 
— Закон о реновации был принят именно для Москвы. Хотя его и планируют растиражировать для всей страны. Понятно, что у большинства регионов другие финансовые возможности. Но у нас есть богатые регионы, и поэтому такой закон должен быть предусмотрен для всех городов. Например, в той же Тюмени обеспеченность квадратными метрами на человека существенно превышает аналогичный показатель по Москве.
 
— То есть Москве есть еще куда расти? Все-таки резиновая?
 
— Сложный вопрос. В 2000-х годах вышла книга одного руководителя Госстроя, где было написано о том, что Москва рассчитана только на 5 миллионов человек, поэтому надо людей отселять. С другой стороны, есть отчет Всемирного банка, где написано, что в Москве не хватает людей для того, чтобы она сравнялась по своему экономическому потенциалу с сильнейшими городами мира. То есть Москве есть еще куда развиваться, но делать это можно по-разному: экстенсивно (когда просто растет количество — людей, домов) или интенсивно (с помощью повышения производительности труда, в чем у России показатели намного ниже многих развитых стран).
 
— Smart City — это ведь тоже часть комфортной среды...
 
— Smart City — достаточно сложное понятие. Что под ним понимать, пока нет единого мнения. Это внедрение информационных технологий во все сферы жизни или системное, умное развитие? В России под Smart City в большей степени понимают внедрение информационных, коммуникационных технологий. И в этом плане у Москвы достаточно высокий уровень развития. Это и автоматическое считывание счетчиков энергопотребления, и саморегулирующиеся отопительные системы, и диспетчеризация транспортных потоков. Это такое типичное для России развитие. В Европе, например, доминирует экологическое развитие. В Азии создают с нуля много городов. Впрочем, и в России тоже есть такие примеры — Иннополис или Smart City под Казанью.
 
— Вы говорите, что Европа идет по «зеленому» пути, но у нас тоже предпринимаются попытки «озеленить» нашу среду: адаптация BREEAM, развитие собственного экологического стандарта...
 
— Да, но у нас пока только адаптация, только первые шаги. В Европе все здания строятся по экологическим стандартам, а у нас пока это единичные объекты. В этом смысле нам еще далеко до Европы. Просто у нас страна, богатая ресурсами, поэтому об экологии и энергоэффективности думают меньше всего.
 
— Чего не хватает Москве, по сравнению, например, с Казанью с их Иннополисом или тем же Санкт-Петербургом?
 
— Москве не хватает решения транспортных проблем. Построили МЦК, но оно пока не интегрировано в общую жизнь. Например, у нас в одном направлении идет одна линия метро, а в Японии в одном направлении несколько параллельных линий метро, отличающиеся, в том числе, и скоростью перемещения. У нас МЦК пока не связано с общей системой: где-то надо долго идти до метро, и никаких указателей к нему на пути нет. В Токио тоже есть очень большие переходы на станциях, но там предусмотрены магазины и кафе. Этого нам пока не хватает. Помню, была в Иннополисе, и мне понадобилось уехать немного раньше, чем за нами пришел автобус. Когда я спросила, как выбраться, мне ответили: «Идите туда, потом туда, как кончится асфальт, идите по траве метров 300». Я понимаю, что это только формирующийся город, но тем не менее. Нам не хватает связности пространства, единых решений с самого начала, а не потом.
 
Сравнивать Москву с Петербургом не могу, потому что у Петербурга доминанта другая — исторический центр, который никак нельзя трогать. В Питере очень много туристов. Такая же ситуация, например, в Праге — центр полностью сохранен в таком же облике, как пару веков назад. А в Москве такого исторического центра нет. То есть он есть, но очень сильно трансформирован. Считается, что Москва эклектично развивалась, поэтому здесь присутствует смешение стилей. А «Моя улица» только добавила городу эклектики. 
08/11/2017, Татьяна Карабут
   
 

Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.