Вернуться назад

Горнозаводская цивилизация Урала. Восстановление усадеб князей Всеволжских (версия для печати)


На Международном Конгрессе "Архитектура 2021" был представлен проект Комплексного развития территорий экспертами – Татьяной Строгановой и Глебом Лукьяновым. Конгрессмены одобрили проект и эксперты Конгресса готовы приступить к формированию новой точки притяжения Урала – культурно-туристический кластер и восстановление инновационных инициатив вокруг усадеб горнопромышленников Всеволжских в Пожве. Традиция передовой инженерной мысли этой территории сложилась исторически, когда династия князей Всеволжских приглашала в течении столетий самых лучших инженеров и мастеровых на свои заводы. 

Эта глобальная задача поможет вернуть активную жизнь Пожве, а также будет способствовать запуску речного туристического маршрута по всей Каме, который соединит более 10 исторических усадеб промышленников Урала 18 века. Рассказываем подробности.

 

ПОЖВА – КАК ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ ТУРИСТОВ УРАЛА

Пожва когда-то была центром инновационных разработок и металлургической промышленности. Например, все камские пароходы были построены именно здесь, а металл, полученный в результате опытов с пудлингованием, получал заслуженные награды на выставках. Именно эта история развития производства, начиная с 18 века, может лечь в основу появления нового туристического брендового маршрута «Горнозаводская цивилизация Урала». Он затронет более 10 усадеб в Свердловской области и Пермском крае и свяжет их музеем технических новинок в Пожве. 

 

Как отмечает Президент Фонда сохранения культурно-исторического наследия «Пермское имение Всеволожских» и автор проекта Иконникова Людмила Васильевна здесь будет, чем заняться туристам. Помимо изучения истории промышленности на Урале, у них будет возможность поработать в местной Школе ремесленников, исследовать восстановленные костюмы местных жителей, изучить знаменитую обнинскую роспись тогдашних интерьеров и даже попробовать вафли, выпеченные на чугунных формах князей Всеволжских. 

 

АРХИТЕКТОРЫ ГОТОВЫ СФОРМИРОВАТЬ РЕСТАВРАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ 

Как отметили эксперты восстановить дом князей Всеволжских, который несколько раз горел в 20 веке будет действительно интересная и сложная профессиональная задача, начиная от поиска подходящих деревянных материалов, которые бы заменили пострадавшие исторические балки, и заканчивая современными решениями.

Главное в здании планируется создать гостиницу и, по возможности, воссоздать инфраструктурные санаторные элементы уже нашего времени. Кстати, в бывшем имении когда-то располагался санаторий, так что есть потенциал формирования зоны современных СПА-услуг. Уже есть ряд проектов воссоздания княжеского парка, который выходит на Каму и причалы.

ВОДНЫЙ ПУТЬ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ МАРШРУТ

Еще одной задачей, которую необходимо решить в ближайшее время – это восстановление водного пути по Каме, который значительно ускорит передвижение туристов. Для этой задачи необходимо подключить не только местную администрацию, но и власти края, поскольку придется запустить обновленные метеоры и ракеты на подводных крыльях и сделать этот маршрут интересным по всей Каме.

На самом деле это также будет возрождение исторического маршрута. Он поможет соединить несколько имений горнопромышленников в единую поездку и буквально показать моменты зарождения производства в России.  Сейчас в Пожве есть несколько рабочих причалов, которые используются для лесосплавильных работ, так что вопрос новой туристической причальной инфраструктуры может быть решен достаточно оперативно. 

НЕОБХОДИМО ВОССТАНОВИТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ – МОСТ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ

Несмотря на огромный потенциал проекта, работы предстоит очень много. Уже сейчас понятно, что акцент должен быть сделан на уникальную заводскую архитектуру 18 века, но не только. Пожва всегда была инновационным центром своего времени, поэтому здесь необходимо будет навести «мосты» между прошлым и настоящим. 

В Пожве уже сейчас можно предлагать осуществлять проектов, к которым стоит подключать не только бизнес, но и студентов и преподавателей, которые смогут работать в рамках НИОКР.

Например, способствовать развитию технических разработок местных талантов – в Пожве есть знаменитые пневмоходы. Для их включения в туристические услуги также понадобится создание соответствующей инфраструктуры. 

 

 

23 марта 1754 года по указу Берг-Коллегии от на реке Пожве был основан 
чугунолитейный и железоделательный завод.

В 1756 году Пожевский завод был пущен в действие.


Стоить отметить то, что задолго до этого землями по реке Кама и её притоков владели Строгоновы. 
В 1758 году после смерти барона Николая Григоровича Строганова его наследство разделилось между его сыновьями Григорием, Сергеем и Александром, старший и младший братья решили оставить Пожевской завод за Сергеем, который в числе его прочего наследства был продан его наследниками сенатору Всеволоду Алексеевичу ВсеволожскомуПо купчей к сенатору Всеволожскому так же перешла значительная часть Строгановского имения на Урале: Чусовские, Ленвенские, Новоусольские, Зырянские и Орловские соляные промыслы; Пожевской железоделательный завод; а так же большое количество деревень с населением 6710 душ мужского пола. 

Изначально завод возник как чугунолитейный с железоделательным производством, в 1756 году на заводе заложили три медеплавильные печи, но поскольку медные рудники при заводе оказались бедными, основным производством остаться железоделание.

В 1794 году  началась строительство второго железоделательного завода по р. Пожве Елизавето-Пожевского, бывшего подсобным при Пожевском заводе
Всеволод Алексеевич Всеволожский, будучи бездетным, в июле 1796 года завещал всё своё богатство своему племяннику Всеволоду Андреевичу Всеволожскому, который, после смерти своего дяди 6 октября 1796 года, стал владельцем всего наследства Всеволода Алексеевича. Начиная с середины 1798 года, новый владелец осуществляет ряд мероприятий направленных к выводу хозяйства из кризисного состояния. К тому времени Пермское имение находилось запущенном состоянии, имело большие государственные и частные долги.

VsevolozhskiyDawe.jpg

Всеволод Андреевич Всеволожский

(25 октября (5 ноября) 1769 — 28 апреля (10 мая) 1836) 
— отставной гвардии ротмистр, статский советник, камергер, владелец первого парохода на Каме, член Мануфактурного совета.
Во Всеволожске ему установлен памятник (2009).

 

 В.А. Всеволожский проводит реорганизацию управления Пермским имением: он переносит административный центр имения из Нового Усолья в Пожевский завод, где находилось главное управление Пожевского горнозаводского округа Всеволожского во главе с управляющим В. Воеводиным. Новая веха в жизни завода наступает в XIX веке, именно тогда в 1811 году по инициативе владельца завода и под руководством иностранного специалиста, механика Ж.Б. Пуадербарда было построено первое судно на конной тяге, так называемая «коноводка»В 1814 году на Пожевском заводе построены две паровые машины, кстати, первые на Урале. Ну а летом 1817 года на Каме появились первые два парохода, построенные на Пожевском заводе с легкой железной трубой, тогда как имеющий правительственную привилегию пароходчик Берд, в эти же годы строил свои пароходы на Неве с кирпичными трубами.

На Пожевском заводе был изготовлен один из первых в России паровозов, который был представлен  на «Санкт Петербургской промышленной выставке 1839 года». В это же время старые деревянные заводские корпуса были заменены на каменные. За 15 лет было построено 27 новых зданий и помещений.  В начале XIX века были перестроены господский дом, который вместе с заводскими, административными, культовыми и жилыми зданиями составил единый комплекс. Для проведения перестройки завода владелец приглашал в Пожву лучших столичных архитекторов.  В 1809-1811 году  в Пожве по контракту работал московский архитектор А.М. Заправский.

В 1810-1812 году работой по перестройке завода руководил петербургский архитектор П.Д. Шреттер. В.А. Всеволожский лично проектировал некоторые заводские корпуса и непосредственно наблюдал за застройкой поселка. Значительный вклад в формирование облика поселения вложили крепостные служители Андрей Вяткин и Лука Степанович Мальцев.

 

 

 

 

Пожевский завод
Пожевский завод

 

 

 

АРХИТЕКТОР ПОЖВЫ. СПРАВКА 

Павел Данилович Шрётер (1775—1849) — русский архитектор немецкого происхождения, работавший в Санкт-Петербурге.

Родился в семье кондитера-немца Даниила Павловича Шрётера. Три года «на своем коште» изучал архитектуру и рисование в Академии художеств. В 1793 году досрочно завершил учёбу в Академии, получил аттестат и начал карьеру архитектурным учеником у Чарльза Камерона. В конце XVIII — начале XIX века работает в Павловске. 15 августа 1804 года подал прошение об увольнении и в период с 1805 по 1817 годы занимается частной практикой. Одним из крупных заказчиков Шрётера был В. А. Всеволожский.

 

 


Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.