АртКругом. Сказки

Представляем проект эксперта агентства "Архитектор" и автора арт-аллеи современного искусства на Международном архитектурном конгрессе Марии Резниченко. Подробнее >>
Мария Резниченко с новым авторским проектом стенда “Диалог стихий” на выставке Арт Москва 2025.
Участники стенда:
Ольга Резанова
Светлана Чертова
Дарья Абашкова
Игорь Копейкин
Ольга Семёнова
Наталья Фокина
Надежда Воевода - автор интервью, культуролог, куратор выставок, экс продюсер продюсерского центра P-ART.
На фото участники проекта. Подробнее в интервью!
В апреле в Москве в Гостином дворе проходило ежегодное знаковое в сфере искусства и коллекционирования событие “Арт Москва 2025”. Тема выставки в этом году звучала как “Диалог”.
На ярмарке были представлены все сферы современного искусства: от видео и фотографии до живописи, скульптуры и инсталляций.
В 2025 году в Арт Москве приняли участие более 150 галерей, экспозиционная площадь ярмарки заняла весь атриум Гостиного двора — 12 000 м², где было представлено более 20 000 экспонатов. Ярмарку посетили свыше 39 000 человек, среди них большое количество любителей искусства, представителей российских и иностранных музеев, кураторов, арт-критиков и коллекционеров.
Одним из ярких неординарных стендов Арт Москвы стал проект “ Диалог стихий” от галереи ARTкругом, руководитель и куратор Мария Резниченко, представляющая работы сразу нескольких авторов: Светланы Чертовой, Натальи Фокиной, Дарьи Абашковой, Ольги Семёновой, Игоря Копейкина, Ольги Резановой, создающих произведения в разных техниках.
Я пообщалась с Марией и авторами - участниками стенда об истории создания работ для проекта “Диалог стихий”, их опыте участия в ярмарке и смысле искусства сегодня.
Надежда: Мария, первый вопрос задам Вам как куратору: как родилась концепция проекта, почему выбор пал на тему стихий?
Мария: Меня давно интересовала эта тема, и я уже делала несколько проектов со сказками в Сколково и во Всероссийском Музее декоративного Искусства, где все экспонаты были подобраны и размещены по отдельным залам по стихиям, огонь, вода, земля и воздух, а здесь на выставке "Арт-Москва" кураторами была задана тема "Диалог", и для меня было крайне важно рассмотреть как разные художники будут взаимодействовать друг с другом, а их работы между собой в пространстве стенда, объединённые общей темой - "диалог стихий".
Надежда: Расскажите о процессе подготовки к выставке, было ли это сотворчеством, где каждый автор предлагал свои идеи, темы, работы или решающую роль в выборе темы стенда и отборе работ принадлежала куратору?
Мария: Общая тема была задана кураторами выставки и уже уточнена мной, как куратором стенда, все художники предлагали свои варианты, но решающий отбор и размещение работ в экспозиции принадлежит мне.
Надежда: За каждым произведением искусства неизбежно скрываются не только личные переживания автора, но и целая история создания. И это для зрителя всегда невероятно любопытно и интересно. Поделитесь своей историей и идеей создания работ, представленных в проекте «Диалог стихий», что стало источником вдохновения?
Светлана Чертова: Когда я создаю свои картины, тема стихий всегда занимает особое место в моем творчестве. Стихии для меня — это не только природные явления, но и метафора внутренних состояний, эмоций и энергий. Я стремлюсь передать в своих работах динамику и силу стихий, их взаимодействие и гармонию. Каждое полотно — это попытка уловить и выразить ту невидимую связь между человеком и природой, которая всегда присутствует, даже если мы ее не осознаем. В одной из работ, представленной на стенде, источником вдохновения стала невероятно красивая и вдохновляющая природа места моего детства.Я постаралась отразить свои эмоции и впечатления от этого уголка в картине.
Надежда: Да, работа получилась очень сочной, яркой в колористическом решении и в то же время медитативной.
Наталья Фокина: В своем проекте “Мужик да бабонька” за основу творческих изысканий я взяла простые геометрические формы, основные контрастные цвета и электрический свет. Для меня было важно создать органический симбиоз из этих составляющих, при этом получить вполне читаемый и понятный арт-объект. Сначала сложился “мужик” - такой плечистый, брутальный и с ярко-алым стержнем из керамических бусин, создающий ореол безопасности, основательности и спокойствия. Получив такую гору тестостерона, оказалось просто необходимым уравновесить ее женской энергией хрупкости и чуткости. Так и появилась “бабонька”, которая изначально создавалась в противовес, а в итоге стала неотъемлемой частью инсталляции. Именно диалог стихий мужского и женского, их, вторящие друг другу формы и цвета, но расходящиеся в пропорциях и масштабах, создают синергию - гармоничную пару, где баланс максимально подчеркнут световыми акцентами.
Надежда: Любопытно наблюдать как Вы расширили восприятие темы стихий - не только как природных явлений - огонь, вода , воздух, земля, но и раскрыли ее через оптику мужского и женского начал.
Дарья Абашкова: Проект «Диалог стихий» стал для меня своеобразным вызовом, уходом от привычных сюжетов, смелым шагом в эксперименты. Тематика стенда подталкивала каждого, из участвующих художников, к размышлениям на тему стихий, и моя история очень легко переплелась со стихией воздуха. Дело в том, что уже более шести лет я работаю в технике гипсовых барельефов. Мои традиционные работы - это прежде всего цветочная тематика. Специально для выставки я создала две новые работы в очень непривычном для меня стиле, отойдя от любимых мною цветочных композиций. Мои барельефы в этой концепции говорят о разном, символизируют разное, где-то даже противопоставлены друг другу, но они очень гармоничны вместе и визуально, и по смыслам. Эти работы о легкости и яркости, о начале и завершении, о свежести и насыщенности.

Надежда: Действительно, работы очень легкие и светлые, Вы используете ткань и много белого цвета, создается ощущение облаков. Девушки, расскажите - что для вас является ключевым при создании работы?
Наталья: На сегодняшний день для меня близка идея брутализма - использовать оригинальные материалы и не маскировать нечто другое, поэтому позицию “казаться, а не быть” вы не найдете в моем творчестве. Так я могу описать внешний вид своих работ. Если говорить о внутренних смыслах, то тут мне импонирует символизм с его метафорическими образами, подтекстами и поиском собственных реперных точек. Я создаю арт-объекты, которые требуют созерцания и сонастройки, ведь именно входя с ними в диалог, раскрывается уникальность произведения, и зритель находит ту самую, близкую ему энергию..
Надежда: Расскажите о технике создания работ, почему предпочтение отдается именно ей?
Дарья: Если говорить в двух словах, то здесь следует отметить, что художественное литье известно с очень древних времен, и на протяжении всей истории широко используется, видоизменяется и не теряет актуальности. Более шести лет назад я познакомилась с ботаническими барельефами, созданными в этой технике. Так родился мой творческий путь, мое творческое направление.
Светлана: Мои работы - это прежде всего живописные масляные полотна, концентрат энергии, наполняющий вдохновением, эстетизмом, дающий возможность добавить магию в повседневность и посмотреть на мир с разных точек зрения. Я не создаю карандашных набросков, работаю сразу же цветовыми пятнами, комбириую прозрачность и густоту масла, цветовые сочетания. Цвет выступает главным инструментом кодирования смыслов.Я даже на пленер беру всю палитру тюбиков, потому что может пригодиться все (смеется).
Наталья: Для меня сегодня наиболее комфортно работать в технике ассамбляж, если говорить о стеновых панно и в формате инсталляции и объектного искусства. Мне нравится чувствовать физический объем, крутить в пространстве и говорить под разными ракурсами. Изначально сам человек - это 3Д модель и вся его физиология заточена на восприятие именно в этом формате, и мне нравится использовать эти возможности, создавая “неожиданные эффекты”, которые недоступны на плоскости. Самым интересным я вижу использование света и как он взаимодействует с объемными фигурами, где преломляется, а где отбрасывает тени и при этом оставаясь визуально эстетическим участником пространства.
Надежда: Как на ваш взгляд, должен ли современный художник реагировать на социальный контекст, ситуацию в мире и поднимать вопросы, актуальные для общества или современное искусство больше связано с личными эмоциями и восприятием автора?
Наталья: Я смотрю на этот вопрос с другой позиции. Я верю в то, что “о чем говорили, то и получили”. Мы как будто недооцениваем роль искусства и его силы воздействия на людей. Все, что сегодня происходит в мире - следствие отклика на события в мире. Вспомните, что все, что описывалось в литературе или философских трудах сначала выглядело как утопия или фантастика, а спустя какое-то время вполне себе становилась реальностью. Гениальная музыка сначала не могла быть реализована, и лишь позже создавались инструменты и технологии, способные дать нам шанс услышать задумку автора. С изобразительным искусством абсолютно такая же история. Сначала появилась идея, что можно создавать новые стили, философии и рушить старые правила, задавая абсолютно новые тенденции и устои. И что мы видим сегодня? Люди тянут одеяло каждый на себя, искренне веря, что правда только в его голове. А теперь подумайте об истинной значимости искусства… должны ли мы реагировать, на то что создали или все таки формировать новое прекрасное будущее в головах и сердцах общества?
Дарья: На мой взгляд, художник, как творец, должен в своих работах прежде всего иметь возможность для самовыражения. И каждое новое творение должно рождаться не потому, что нужно освятить какое-то социальное событие, или актуальную тему, а исключительно оттого, что художнику есть, что сказать.. на любую тему. В этой связи мне не всегда легко работать на заказ, не всегда совпадают смыслы, которые заказчик хочет видеть в работе, с тем, что чувствует творец.
Надежда: Насколько вам откликается тема стихий, какие смыслы вы вкладываете в свои работы в ключе этой темы?
Наталья: Стихии - это потоки энергии, которые уже существуют и живут по своим правилам. Мы лишь наблюдаем их симбиоз и интеракции. Важно не ограничивать себя только понятиями “земля, воздух, вода и огонь”. В мире существует миллионы воплощений стихий и важно их считывать и удивляться вариативности этих сущностей. В проекте для Арт-Москвы я хотела акцентировать внимания на стихиях мужских и женских энергетиках и рассказать про разность их природы, но гармоничном взаимодействии в паре. У меня они не конфликтуют или даже не дискутируют, а существуют вместе , дополняя и подыгрывая друг другу. Они нашли свою максимальную силу в этой коммуникации, но при этом остались верны своей природе. Здесь не поглощение и созависимость, а именно мощь синергии, которая способна усовершенствовать стихию каждого.
Дарья: С проектом «Диалог стихий» все сложилось максимально гармонично. Видимо, я давно созрела для новых творческих проб, хотелось новых исканий, новых проявлений. И благодаря ярким и интересным идеям нашего куратора, мы можем позволить себе любые творческие эксперименты, не ограничиваясь рамками.Поэтому я и пошла на определенный риск для себя, уйдя от привычных моему зрителю ботанических барельефов и раскрыв тему стихии воздух.В моих работах вы найдете диалог между утренним и вечерним Воздухом, с абстрактными формами облаков и ветра.
Светлана: Для меня в первую очередь стихии - метафора внутренних состояний, эмоций и энергий, на выставке я затронула стихию воды. Вода бывает разной, как и наше внутреннее состояние - то плавной и спокойной, а порой бурлящей, полной энергии, и даже способной смыть все на своем пути.
Надежда: Какой отклик на ваши работы был у посетителей ярмарки, удалось ли донести до зрителя, а зрителю считать послание, заложенное в работу, насколько эти восприятия и смыслы совпали? Допускаете ли вы пространство для интерпретаций и дискуссии/диалога со зрителем?
Светлана: На ярмарке я получила множество положительных отзывов от посетителей. Было невероятно вдохновляюще видеть, как зрители реагируют на мои работы, как они находят в них свои собственные смыслы и переживания. Я всегда оставляю пространство для интерпретации, и мне очень интересно, когда зрители делятся своими мыслями и чувствами. Это создает особый диалог между мной и аудиторией, и иногда их интерпретации полностью совпадают с моими, что вызывает особое чувство удовлетворения.
Наталья: Своей сверхзадачей, я вижу рассказывать людям про относительно новый вид креативной деятельности - инсталляция, в котором я и создаю свои работы, его задачах и посылах, форме и способе восприятия. Мне очень импонирует этот трансформационный перелом, отображающийся в глазах, когда приходит понимание философии моего проекта и появляется улыбка от разгадывания загадки и получения нового опыта в эмоциональном и моральном планах. Это бесценно. Когда я начинаю свой рассказ, то это словно начало путешествия в мир других впечатлений и ракурсов на привычные вещи, мир где эмоциональный интеллект достраивает визуальное восприятие, а ассоциативный ряд помогает наполниться смыслами и нужными образами. Я абсолютно убеждена, что настоящий успех художника - это экологичная дискуссия, которая случилась на ментальном уровне между автором и зрителем, посредством произведения искусства.
Дарья: Участие в Арт - Москве – это, конечно, большое событие для любого художника. Это громкое масштабное мероприятие очень высокого уровня. Для меня стало огромной честью иметь возможность стать частью такого грандиозного праздника в мире искусства. Для меня было важно услышать первые отклики и мнения на свои новые работы, это было бесценно.
Надежда: Каждая из вас уже неоднократно участвовала в различных ярмарках и выставках,чем отличается участие в Арт-Москве?
Наталья: Самым важным отличием для меня в Арт-Москве стало мое непосредственное участие в этом проекте. Я фактически присутствовала на стенде и взаимодействовала с посетителями выставки. Это абсолютно новая реальность для меня и количество новых интересных и замечательных людей в моем окружении увеличилось кратно. Мне очень понравилось как с одними мы заходили в спокойную беседу о первичной важности функциональности и только потом визуальной составляющей. С другими мы вступали в жаркие дискуссии об ответственности современных художников перед зрителям в морально-идеологических аспектах при презентации своего искусства. А с кем-то мы пускались в философские изыскания о морали и природе человеческой сущности. Были даже забавные хохмы на тему “светлых мыслей” моих объектов, ведь источник света как раз и находится у них в голове.
Светлана: Для меня участие в Арт-Москве было уникальным опытом. В отличие от других выставок, здесь не было суеты и толпы, что позволило посетителям более глубоко погрузиться в искусство. Публика была очень заинтересованной и вдумчивой, что создало атмосферу настоящего взаимодействия. Это был шанс не только встретить новых клиентов, но и укрепить отношения с постоянными покупателями.
Надежда: Я знаю, Светлана, что обе твои работы имели успех и первую уже забрали прямо со стенда уже в день превью выставки, а вторую в финале ярмарки. Поздравляю!
Светлана: да, это приятно (улыбается).
Надежда: Расскажите, каковы были ожидания от участия в ярмарке и результаты, оправдались ли ожидания? Какой новый опыт приобрели?
Светлана:Ожидания от ярмарки оправдались, и я приобрела новый опыт общения с аудиторией, которая действительно ценит искусство.
Наталья: Наверное самым удивительным было то, что я ничего не ждала. Мария Резниченко предложила стать частью ее проекта и я, не задумываясь согласилась. Такая интрига… Я много лет ходила на эту выставку в качестве посетителя, а тут появилась возможность реализоваться как участник. Ну и уровень самооценки поднялся сразу на несколько пунктов - ведь ярмарка такого уровня подразумевает кураторский отбор, а это значит, что мое творчество оценено экспертами. Поэтому даже просто акт моего фигурирования - уже огромное личностное достижение.
Дарья: Показать свои новые работы без привычных цветочных сюжетов было большим риском. Я знаю, что мои традиционные ботанические композиции всегда вызывают массу положительных эмоций у зрителя. А здесь было очень волнительно, но вместе с тем и очень важно, услышать первые отзывы и мнения. Поэтому опыт участия в выставке был для меня очень полезен, нужен и приятен!
Надежда: Понравилась ли публика на Арт-Москве, были ли новые клиенты, привлеченные организаторами ярмарки или больше приходили постоянные покупатели, продажи?
Наталья: Мне очень сложно оценить публику, я не могу проанализировать динамику прошлых лет. Скажу точно, что очень много людей, которые посещают это мероприятие стабильно и ежегодно. И как правило это люди, связанные с искусством - те же самые художники, арт критики, журналисты и просто увлеченные искусством люди. Порадовало большое количество молодежи, которые с большим интересом рассматривали работы и расспрашивали об идее и способах реализации. Пусть это в большинстве случаев был импульсивный порыв к посещению ярмарки, зато это самая неискушенная и вовлеченная публика. Так как я работаю с интерьерами, могу отметить, что было очень мало дизайнеров. Хотя это прекрасная возможность для реализации своих произведений искусства. Если это не коллекционеры, то обычным людям сложно решиться на покупку большого полотна или арт-объекта, ведь они не понимают как оно впишется в их интерьер, поэтому очень важно работать именно с такими профессиями как декоратор, стилист и дизайнер, ведь именно они интегрируют художественные произведения в конкретные пространства и убеждают заказчиков решиться на приобретение арт предметов.
Надежда: Да, Наталья, Вы выразили интересную мысль о коллаборации художников и дизайнеров для покупателя. Стенд “Диалог Стихий” как раз явился таким результатом взаимодействия - дизайнеров, художников , а часть участников, являются как дизайнерами, так и художниками,то есть представителями обеих профессий, как раз могут не только предложить потенциальному покупателю арт работу, но и подсказать как именно разместить ее в интерьере, а при обоюдном желании и создать работу на заказ. В связи с этим, мой следующий вопрос - какими качествами на Ваш взгляд должен обладать современный успешный художник?
Светлана: Современный успешный художник должен обладать уникальным взглядом на жизнь и устойчивость, силу, чтобы удерживать его в своих работах на протяжении долгого времени. Буквально настаивать на нём.
Наталья: Современное искусство вышло за рамки простого созерцания природы или человека. Теперь мы учимся чувствовать и экологично выражать свои эмоции, выстраивать границы и говорить о допустимости или недопустимости каких-то действий. Мы открыто выражаем свое мнение и уважительно относимся к убеждениям других. Все, что сейчас происходит в арт мире - это диалог на разных уровнях и с разными участниками процесса. Поэтому самыми важными качествами актуальных художников я вижу уважение и ответственность. Для меня крайне важно быть собой и проявляться соответственно своему внутреннему миру и наполненности, и именно поэтому я считаюсь с тем, как это делают другие авторы. Ведь каждый уникален и раз он пришел в эту профессию, значит ему есть что сказать, а мы можем, в первую очередь, выслушать его позицию, а как к ней относиться - это личный выбор каждого. Про ответственность творца перед его творением и людьми я говорю постоянно. Очень важно понимать, как это может отразиться на обычных людях и их сознании и действиях, ведь уровень восприимчивости тоже разный. И если вы идете с открытым провокационным лозунгом, то и реакция и осмысление может быть таким же. И тут придется нести это бремя до конца. Если есть желание и смелость говорить о чем-то, то делать это нужно как минимум осознанно.
Надежда: Наталья, благодарю за такой развернутый ответ. Действительно, художник, это прежде всего про позицию и смелость ее высказать и про устойчивость и силу голоса - согласна со Светланой.
Дарья: Совмещая две профессии - как художника, так и дизайнера, могу сказать, не всегда легко работать на заказ, не всегда совпадают смыслы, которые заказчик хочет видеть в работе, с тем, что чувствует творец.Творец - это про самовыражение, а произведение искусство рождается тогда, когда художник имеет мнение и свой голос.
Надежда: Поделитесь, как вы видите будущее развитие своего искусства. Есть ли планы на новые проекты, коллаборации, эксперименты с новыми техниками?
Наталья: В своих творческих изысканиях я позволила себе полную свободу. Я не ограничиваюсь конкретными техниками или цветами, я не следую конкретному социальному или моральному выражению. Я исследую себя и согласно этому пробую новые формы самовыражения. Каждая попытка - это челлендж самой себе, где я накладываю ограничения и из них создаю проект, или же наоборот максимально скидываю обременения и смотрю, что есть в чистом остатке и куда это может привести. Мне не бывает скучно, потому что у меня всегда много разных проектов одновременно, и я развиваю несколько направлений параллельно. Сейчас я попробовала себя как стилист интерьерной съемки, и мы в реализованный дизайн-проект моей коллеги поставили несколько арт-объектов моего авторства. Также я планирую создать свой собственный дизайн-проект стенда с неожиданной концепцией и уникальной реализацией и как раз сейчас нахожусь в активном поиске партнеров. Летом я хочу сконструировать довольно масштабную инсталляцию для фестиваля “Время вперед”, гду буду третий раз принимать участие. Мне стало интересно реализовать коллекцию авторских декоративных предметов, несущих одну тему и имеющих что-то общее в орнаменте или форме, но это пока самая начальная стадия будущего проекта.
Дарья: очень важной ремаркой ко всему вышесказанному я бы хотела добавить, что во многом наше участие в Арт Москве стало таким ярким и незабываемым, благодаря каждому из участников нашего стенда, и конечно же, благодаря грандиозной и профессиональной работе, проделанной нашим куратором - Марией Резниченко. Я буду продолжать эксперименты в рамках различных коллабораций с художниками и дизайнерами и в сотворчестве с куратором Марией.
Надежда: Мария, Светлана, Дарья, Наталья, благодарю за участие в увлекательной беседе, всегда интересно услышать из первых уст мнения и впечатления авторов, художников и дизайнеров, куратора проекта. Успехов вам в дальнейшей художественной деятельности, новых неординарных проектов и до новых встреч.