Вернуться назад

Архитектура ветреной Голландии: впечатления от поездки (версия для печати)


С 30 октября по 8 ноября 2011 года участники Программы международного сотрудничества Союзов архитекторов приняли участие в поездке «Архитектура ветреной Голландии» по городам Германии, Бельгии и Голландии, которую организовало Информагентство «Архитектор». Руководитель программы Александр Чугунов рассказал об увиденном нашему корреспонденту:

Какова была цель вашей поездки?

Ехали мы, прежде всего, на разведку: понять, как и что функционирует в этих европейских городах. Гвоздём программы было посещение научно-образовательного учреждения NAI (Нидерландского архитектурного института), помимо этого в поездку была включена большая познавательно-историческая часть. Мы намеренно отказались от автобусных экскурсий, и для знакомства с городами был выбран формат walking tour – он позволяет понять город с точки зрения жителя, выяснить его построение, организацию людских потоков, правила жизни и так далее. Для архитекторов всё это очень важно.

Расскажите о городах, в которых вы побывали.

Первым был Дюссельдорф – интеллектуально-инновационный центр Западной Германии. Здесь находятся штаб-квартиры многих технологических, телекоммуникационных компаний, масса культурных объектов, таких как музей Гёте. Хорошо налажено велосипедное сообщение. Для современного облика города большую роль сыграл архитектурный эксперимент 70-80-х годов XX века, когда разбомбленные во Вторую мировую войну портовые доки реновировали, превратив в Медиагавань – красочный дорогой район с офисами, отелями, развлекательными центрами. Осматривать эти оригинальные, яркие здания было потрясающе интересно.

Дальше мы посетили Ахен – бывший центр Священной Римской империи, город Карла Великого, где находится собор VIII века, демонстрирующий поздневизантийский романский стиль с фресками на стенах. Самые заметные черты этого города – абсолютно немецкий дух, забота о сохранении национальных традиций.

В бельгийской Фландрии нас ждал Антверпен, стоящий на земле, когда-то принадлежавшей Голландии. Здесь множество архитектурных достопримечательностей первого класса, в их числе великолепный Центральный вокзал – пожалуй, самый красивый вокзал Европы. Его отреставрированное здание относится к позднему неоклассицизму 1900-х годов, в нём располагается только сервисная часть, а все транспортные пути буквально зарыты под землю на три уровня. Исторический Антверпен представлен усадьбой Рубенса, Домом Мясников с полосатой кладкой, похожей на слои сала, и другими не менее занятными зданиями. В городе царит портовый дух, ведь когда-то это был главный путь в Америку и 90% европейцев попадали в Новый Свет отсюда.

В Евросоюзе сейчас, похоже, повсеместно перестраивают и обновляют вокзалы. Вот и в Льеже мы полюбовались на бионический вокзал Сантьяго Калатравы.

Роттердам выделяется своей новой архитектурой. Здесь был построен первый небоскрёб, здесь же находятся уникальные дома Пита Блома из кубов, поставленных на одну из вершин. До 2005 г. Роттердам был крупнейшим портом мира, по сей день остается крупнейшим в Европе. Старые гавани практично и эффективно используются: взять, например, переделанную гавань Вест-Индской компании или выставку старых судов, где живут люди, работают рестораны. В Роттердаме находится и NAI – ведущий голландский архитектурный институт. Это институт в широком смысле: здесь обучают, проводят научные исследования, организовывают выставки. К экспозициям привлекают выпускников и известных архитекторов, например во время нашего приезда действовала медиавыставка Рема Колхаса в сотрудничестве с китайскими студентами. Среда выставочного пространства NAI во многом представляет собой мультимедийную игру, где с помощью освещения меняется время года, нагнетается эмоциональная атмосфера.

Финальным пунктом нашего путешествия стал Амстердам. Неподалёку от города находится историческая деревня Заансе Сханс, где получал корабельное образование Петр Первый. Тут по сей день строят по старинным технологиям мельницы, которые идут в дело: перемалывают зерно, пилят лес. Оказывается, настоящая мельница вблизи – это огромное и сложное инженерное сооружение с многометровыми лопастями, внушающими трепет своим грозным движением. Хотелось бы когда-нибудь увидеть подобные сооружения и у нас в России. В самом Амстердаме было очень интересно наблюдать, как старые здания встраиваются в современный центр города. На организацию жизни здесь влияют общечеловеческие принципы – открытость, демократичность. Это велосипедный город, автомобильное движение сознательно вытесняется местной администрацией.


Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.