Вернуться назад

Схема развития метрополитена в Москве до 2020 г. (версия для печати)


 

ВОЛХОНКА
Калининско-Солнцевская линия
Год проектирования: 2012
 
ПЛЮЩИХА
Калининско-Солнцевская линия
Год проектирования: 2012
 
Кутузовский проспект
Калининско-Солнцевская линия
Год проектирования: 2012

 

 

 

 

 

 

 


Архитектурная концепция участка Калининско-Солнцевской линии московского метрополитена от станции «Третьяковская» до станции «Деловой Центр» разработана на основании:
- Распоряжения Правительства Москвы от 18.03.2010 года № 479-РП «О проектировании линий и объектов метрополитена для организации  их строительства, начиная с 2012 года».
- Протокола совещания у Мэра Москвы от  22.11.2010 г.  № 4-ТС-015/10 «О первоочередных мерах по развитию метрополитена в городе Москве на 2011год и на период до 2020 года».
-  Научно-технического Совета Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы от 28.01.2011г.;
-  Художественного Совета Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Протокол №2  15.02.2011г.);
- Общественного Совета по вопросам градостроительной деятельности и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы при Мэре Москвы (Протокол №1 от 23.03.2011г.)

Участок Калининско-Солнцевской линии московского метрополитена от станции «Третьяковская» до станции «Деловой Центр» длиной 6,12373    км (эксплуатационная длина) включает в себя три станционных комплекса глубокого заложения (закрытого способа работ):
1. станция «Волхонка» (глубокого заложения);
2. станция «Плющиха» (глубокого заложения);
3. станция «Кутузовский проспект» (глубокого заложения);

Участок линии запроектирован для обеспечения транспортного обслуживания населения западного сектора города, крупного градостроительного комплекса ММДЦ «Москва-Сити», а также для снижения загрузки юго-западного участка Сокольнической линии, перегонов и пересадочных узлов центральных участков линий.

Станция «Волхонка» пересадочная с существующей станцией «Крапоткинская» Сокольнической линии размещается под Соймоновским проездом и перекрестком улиц Волхонка, Пречистенка, Остоженка у Гоголевского бульвара.
 Станционный комплекс включает в себя:
- подземный вестибюль с выходом к памятнику Фридриху Энгельсу на улицу Остоженка и в существующий подземный подходной коридор западного вестибюля станции Кропоткинская;
- пересадочный подземный пешеходный коридор вдоль улицы Волхонка, с выходом к Храму Христа Спасителя и с входом в восточный вестибюль станции Кропоткинская;
- подходной подземный коридор из восточного вестибюля станции Кропоткинская в проектируемый в настоящее время комплекс зданий ГМИИ им. А.С. Пушкина;
- платформенную часть с посадочной платформой длиной 171м, с пассажирской платформой длиной 163м;
- необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений;
- наземные павильоны над лестничными аварийными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;
Станция «Волхонка» запроектирована в уникальной градостроительной ситуации - в центре исторического квартала Москвы вблизи Храма Христа Спасителя, ГМИИ им. А.С. Пушкина и проектируемого в настоящее время комплекса зданий музея.
Основой композиции платформенной части станции являются скульптуры и живописные полотна из собраний ГМИИ. Проект станции, помимо, решения основной транспортной задачи, направлен на популяризацию богатейшего уникального собрания музея, широкого культурного и исторического воспитания жителей Москвы и всей России. Художественное оформление предполагается выполнить при поддержке ГМИИ им. А.С. Пушкина за счет федерального бюджета.

Станция «Плющиха», пересадочная с существующей станцией «Смоленская» Филевской линии, размещается под Смоленской площадью в месте пересечения Садового кольца со Смоленской улицей.
Станционный комплекс включает в себя:
- подземный вестибюль, под Смоленской площадью с выходами к остановкам общественного транспорта по обеим сторонам Садового кольца, Смоленской улице и выходом в существующий подземный пешеходный переход под Садовым кольцом;
- платформенную часть с посадочной платформой длиной 171м, с пассажирской платформой длиной 163м;
-  комплекс сооружений пересадки на существующую станцию «Смоленская» Филевской линии;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технологических и служебных помещений.
 - наземные павильоны над лестничными выходами и лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;
 
Станция «Кутузовский проспект» расположена под Кутузовским проспектом вблизи Новоарбатского моста через Москва
реку.
Станционный комплекс включает в себя:
- подземный вестибюль с выходом к набережной Тараса Шевченко;
-  подземный вестибюль, запроектированный под Украинским бульваром с выходами по обе стороны Кутузовского проспекта;
-  платформенную часть с посадочной платформой длиной 171м, с пассажирской платформой длиной 163м;
-  необходимые для функционирования метрополитена блоки технических и служебных помещений.
- наземные павильоны на Украинском бульваре над эскалаторными выходами, лифтами для инвалидов и маломобильных групп населения;
- вентиляционные киоски тоннельной и местной вентиляции;

Платформенные части станций
Станция «Волхонка» запроектирована колонно-стенового типа.
Станции «Плющиха» и станция «Кутузовский проспект» - пилонного типа.
Станции располагаются  на прямых участках трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 22м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция среднего зала – свод из чугунных тюбингов обделки Ø9.5м
с лотком из монолитного железобетона с внутренней металлоизоляцией. Боковые тоннели – в чугунной обделке Ø8.5м кругового очертания. В местах проемов тюбинги боковых тоннелей опираются на клинчатые перемычки между пилонами, тюбинги среднего зала - на опоры в составе железобетонного лотка. Ширина проемов принята 3,755 м, пилонов – 3 м.
Запроектированные конструктивные решения отвечают сложнейшей геологической  и градостроительной ситуации.
Данные конструкции станций с междупутьем 22м  обеспечивает возможность компактного размещения за пределами платформенной части (в межтоннельном пространстве)  необходимого современного технологического оборудования для функционирования метрополитена, удобную коммуникационную связь различных частей станционных комплексов, и дают высокий экономический эффект при строительстве в геологических условиях, характерных для Москвы.
     

Архитектурная концепция
Архитектурная концепция участка Калининско-Солнцевской линии московского метрополитена от станции «Третьяковская» до станции «Деловой Центр»  - это единая концепция линии, состоящей из трех станционных комплексов, выполненных в едином ключе, одним архитектурным приемом, объединяющим три части композиции  в единое целое. Не одна, отдельно взятая станция, а линия, состоящая из трех станций, становится одним композиционным элементом в системе московского метрополитена.
Основная архитектурная идея каждого станционного объема:

–  выявить ажурную тюбинговую несущую конструкцию платформенной части станции;
– с помощью светопрозрачной перегородки по краям платформы провести четкое зонирование поездного и пассажирского пространства;
–  с помощью естественного камня различного цвета придать каждой станции узнаваемость и индивидуальность, при этом сохранить традиционный образ станций московского метро с ощущением легкого и светлого пространства в подземном сооружении. 

Основные три отделочных материала, применяемых на станциях:
- различного цвета естественный камень (гранит, мрамор) в отделке платформы и пилонов;
- стекло -  в витражной конструкции перегородки по краям платформы и в пилонах;
- стеклопластик – в решении пластики водоотводящего зонта на сводах боковых и центрального залов.
 
Станции выполнены с применением мрамора белого и желтых оттенков.
В боковых залах на фризе над раздвижными дверями размещены светящиеся информационные указатели
и  маршрутные схема линии. Над пилонами в боковых залах расположена металлическая полоса, окрашенная в цвет линии со светящимися надписями наименования станции. Цветная полоса размещена таким образом, что хорошо видна сидящему или стоящему пассажиру в вагоне поезда. Над проемами в пилонах размещаются информационные указатели «выход в город» и «к поездам до станций».
С помощью светодиодной подсветки, окраски тюбинговой конструкции в темный графитовый цвет
и светопрозрачных конструкций по краям платформы достигается ощущение глубины пространства. Примененные в отделке материалы «работают» на контрасте с тюбинговой конструкцией, подчеркивая ее цилиндрическое очертание и непрерывность.
Динамичные формы деталей облицовки выявляют характер транспортного сооружения, придают ощущение легкости и воздушности конструкциям.

Вестибюли станций и пешеходные переходы с лестничными выходами запроектированы в монолитном железобетоне. Объемы вестибюлей минимизированы и выполнены в соответствии с градостроительной ситуацией и схемой основных сооружений метрополитена. 
Архитектура вестибюлей является неотъемлемой частью архитектурной композиции станций. В отделке применяются те же материалы, что и на платформенной части. Колористическое решение интерьеров вестибюлей соответствует колористическому решению перронных залов. 
Над лестничными выходами из метро установлены светящиеся символы буквы «М»

 В концепции решены важнейшие задачи для транспортного сооружения:
- комфортное пребывание пассажиров на станции;
- безопасность пребывания пассажиров на станции метро – установлена светопрозрачная перегородка
с раздвижными дверями, решена задача дымоудаления  в случае возникновения пожара, в вестибюлях предусмотрены помещения для размещения антитеррористического оборудования
- доступность для инвалидов и маломобильных групп населения – лестничные выходы из метро оборудованы лифтами и пандусами, необходимой тактильной информацией. По краю платформы вдоль светопрозрачной перегородки установлены светодиодные светящиеся линии и тактильная информация. На всех дверях по ходу движения пассажиров и контрольно-пропускном оборудовании установлены необходимые пиктограммы.

 


Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.