Вернуться назад

ОСКАР НИМЕЙР (версия для печати)


15.12.1907 - 05.12.2012

Оскар Нимейер Соарес Филью - один из величайших зодчих XX века и основателей современной школы бразильской архитектуры – родился 15 декабря 1907 г. в Рио-де-Жанейро

Профессиональную деятельность Нимейер начал в 1935 году в мастерской своих преподавателей - архитекторов Лусиу Косты и Карлуса Леао, где он познакомился с человеком, сыгравшем знаковую роль во всем его творчестве, — французским архитектором Шарлем Ле Корбюзье, консультировавшим тогда группу молодых архитекторов - проектировщиков здания министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Талант Оскара сразу был отмечен мэтром, вследствие чего молодой бразилец стал руководителем проекта. Эта первая ответственная работа принесла Нимейеру славу зодчего, который не боится экспериментировать, и стала настоящим триумфом, положив начало его величайшей деятельности:

1939 г. - имя архитектора известно за пределами южноамериканской страны — вместе с Лусио Костой он проектирует здание павильона Бразилии на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а в начале 40-х он возводит на берегу озера Пампулья целый комплекс невиданных сооружений — теннисный и яхт-клуб, музей, зал танцев, церковь.

1947 г. - Нимейер входит в международную группу известных архитекторов, которым было поручено спроектировать комплекс зданий Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

1953 г. — проект дачи Каноас, возведенной в пригороде Рио-де-Жанейро, ныне престижном городском районе Сан-Конраду.

1957 г. – на Оскара Нимейера и Лусио Косте возложена почетная и ответственная задача по развитию малонаселенного центра страны – Бразилиа – вследствие переноса в этот город столицы из Рио-де-Жанейро.

С 1957 по 1958 г.г. Нимейер проектирует Дворец "Алворада" и основные здания новой столицы, среди которых Национальный Конгресс, Кафедральный Собор в Бразилиа, здания министерств и Дворец правительства "Планалту", а также ведомственные и коммерческие здания. После этого Оскар Нимейер становится деканом архитектурного факультета Университета Бразилиа.

В 1963 г. во времена холодной войны избран почетным членом Американского института архетиктуры в США и получает премию имени Ленина за вклад в дело мира.

1965 г. -  уезжает в Париж на выставку своего творчества в Лувре, открывает офис на Елисейских Полях и обретает заказчиков со всего мира.

1985 г. - Оскар Нимейер возвращается в Бразилию. Проектирует Мемориал Жуселину Кубичека, здание телеканала "Manchete", самбодром в Рио-де-Жанейро, Пантеон в Бразилиа и Мемориал Латинской Америки в Сан-Паулу.

В 1987 г. в США ему вручают Архитектурную премию Притцкера - аналог нобелевской премии в архитектуре. 

В 1991 г. в возрасте 84 лет Оскар Нимейер проектирует Музей современного искусства в Нитерое, а в 2002 г. в Куритибе открывается Музей Оскара Нимейера, также называемый "Музей-глаз" за дизайн здания.

В 2007 году архитектор приступил к своим первым проектам в Испании, и на 2010 год запланировано открытие культурного центра его имени в Авилес. Кроме этого, ему поручена реконструкция спроектированного им ранее здания Государственного департамента путей сообщения в Сан-Паулу, в котором разместится новый Музей современного искусства Университета Сан-Паулу 

15 декабря 2010 г. величайшему мэтру мировой архитектуры исполнится 103 года!  

Каждое здание, придуманное Нимейером, ошеломляет — непривычными контурами, дерзкими линиями, неожиданными формами, фантастическая  пластика, оригинальность композиций, органично вписанных в окружающий ландшафт, мягкий переход от интерьера к внешнему пространству стала фирменным знаком нимейеровских творений, который заметно проявляется в каждом из шести сотен произведений, спроектированных мастером в разных странах в разное время.

Статья о постройках Оскара Нимейера в Бразилиа http://archinews.ru/2010/11/brazilia/

Фотографии Бразилиа http://archtour.ru/catalogue/by-towns/87/brasilia

Русскоязычный сайт-галерея Оскара Нимейера www.niemeyer.ru

Первой осуществлённой постройкой Нимейера стали детские ясли в Рио-де-Жанейро – это было в далеком 1937 году, но с тем пор талант архитектора вылился в более чем 600 различных произведений архитектурного мастерства.
С 1957 Нимейер по генеральному плану Лусио Косты осуществляет застройку будущей новой столицы — города Бразилиа. Выразительность этой застройки достигнута контрастом необычных по формам - купольные, пирамидальные, чашеобразные объёмы, стреловидные колонны - сооружений правительственного центра и подчёркнуто строгих геометрических форм жилых комплексов.
По проектам Нимейера в Бразилиа построены Президентский дворец «Алворада», «Палас-отель», Дворец правительства «Планальто», Дворец Верховного суда, дворец Национального конгресса, корпуса министерств, кафедральный собор, театр, гостиница «Насионал», больница, дворец Правосудия, министерство обороны, резиденция вице-президента.
Оскар Нимейер одним из первых увидел и реализовал художественные возможности монолитного железобетона. В 1996 году, в возрасте 89 лет, Нимейер построил Музей современного искусства в Нитерое.
В 2000-е годы по проектам Нимейера построены Музей Оскара Нимейера в Куритибе, аудитория «Ибирапуэра» в Сан-Пауло, Национальный музей и Национальная библиотека в Бразилиа.

 

 

 

 

 

Природа и архитектура в постройках Оскара Нимейера

Одним из первых знаний в новой столице стала

Fatima Church 1957

Приходская церковь. Над украшением ее фасада трудились известные художники-модернисты, создавшие декоративные панно на стенах церкви.

В тот же год строится президентский дворец Palácio da Alvorada 1957

Дворец Рассвета (Алворада)

Действующая и по сей день резиденция президента Бразилии. В ней проводятся званые обеды и встречи на высшем уровне.


Дворец Правосудия (Ministério da Justiça 1957)

Нимейер соединил воедино архитектуру и природу. Здание окружено водой, а на фасаде устроены каскады, откуда, подобно водопаду, днем и ночью льется вода.

Одним из символов новой столицы является Кафедральный собор (Catedral), 1958.

Поражает своей формой и акустикой. Здание собора, круглое в плане, окружено со всех сторон водой. Чтобы попасть внутрь необходимо спуститься вниз по пандусу. Пройдя через полумрак коридора мы оказываемся в залитым солнцем, огромном пространством собора. Объем полностью покрыт витражами, что позволяет утверждать, что это один из самых светлых храмов в мире.

Главной архитектурной доминантой города по праву является здание Национального Конгресса Congresso Nacional, Brasilia 1958

Это самое известное здание Оскара Нимейера. Находится на центральной оси города. Здание вписано в окружающий рельеф и соединено с административными корпусами подземными переходами. За зданием Конгресса находится площадь Трех Властей, где проходят торжественные парады и встречи официальных гостей.

Palácio do Planalto Дворец Плоскогорья (Планалту) 1958

Необычайно светлый. Его чистые линии колонн создают ощущение, будто здание парит над землей. Во дворце проводятся официальные приемы и располагаются административные службы исполнительной власти.

Supremo Tribunal Federal 1958

Дворец Верховного Суда

Архитектура здания очень похожа на Дворец Плоскогорья (Планалту). Эти здания находятся напротив друг друга по разные стороны площади Трех Властей. Главные помещения ориентированы в сторону сада, деревья которого, создают дополнительный комфорт для служащих

Palácio do Itamaraty

Министерство Иностранных дел 1966

Здание, буквально, вырастает из воды. Чтобы попасть внутрь, необходимо пройти по мостам. Здание так же называют «дворец арок». Внутреннее пространство министерства заключено в стеклянный кубический объем, сверху перекрытый каркасом из железобетонных арок. Это здание имеет красивую подсветку в ночное время

Государственный театр в Бразилиа 1966

Над зданием театра Нимейер работал совместно с автором планировки города Лусио Коста. Здание имеет очертания скошенной пирамиды. Его боковые сены украшены модернистским орнаментом из отдельных объемных кубов, который разрабатывал скульптор.

Национальная библиотека и Национальный музей  2006

Это одни из последних построек Оскара Нимейера в Бразилиа.

Комплекс зданий расположен невдалеке от Кафедрального Собора. На площади перед зданиями устроены бассейны, круглые в плане, в которых отражается белая архитектура мастера.

Фасад библиотеки решен в простых геометрических формах. Окна защищает сплошная решетчатая плоскость, которая рассеивает яркие солнечные лучи и создает оптимально освещение внутри здания.

Внутреннее пространство музея заключено в гигантскую полусферу. Вход посетителей осуществляется по пандусу, который, извиваясь, проходит через весь объем здания.

Современная Бразилиа полностью сохранилась в том виде, как ее задумывали Нимейер и Коста пол века назад. И несмотря на новые тенденции и веяния в архитектуре, здания, созданные Нимейером не потеряли соей актуальности и выразительности. Справедливо можно сказать, что ансамбль города стал символом современной архитектуры 20 века.

фотографии сделаны в декабре 2007г.  Ярослав Усов.
 


Copyright 2002-2013 architektor.ru
Информационное агентство СА "Архитектор"
Свидетельство о регистрации ИА №ФС1-02297 от 30.01.2007
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.