Об искусстве приумножать ценности города
Архитектор М.Н. Гурари, заместитель председателя Совета СМА по градостроительному развитию Москвы, специалист по ландшафтному проектированию (в том числе признанный «классикой» детский парк в Анапе, совместно с В.Н. Антониновым), эксперт по парковому строительству, много лет занимается проблемой Зарядья, член жюри международных конкурсов, на недавнем конкурсе «Эко-берег 2014» выступил с сообщением на тему: «Формирование прибрежных московских парков в 20-50-е годы». Это сообщение встретило широкий отклик специалистов и общественности. Несмотря на то, что у нас немало компетентных специалистов в области ландшафтно-паркового строительства, поражает абсолютное дилетантство тех, кто сегодня принимает решения по конкурсам, говорит «о новом ландшафтном урбанизме». Как будто мы не строили Кусково, Архангельское, пригороды Питера, Александровский, Летний сад...
В течение первой половины ХХ в. столичные зодчие, несмотря на нехватку средств, сумели расширить систему общественных парков. Принцип развития парковых пространств в виде зеленых клиньев по долинам Москвы-реки, Яузы и Неглинки был заложен уже в генплане 1918-1924 гг. Реализовать задуманное помогло новое неожиданное поручение правительства. В 1922 г. было решено организовать в столице выставку хозяйственных достижений новой России. После долгих споров архитекторы выбрали под строительство пустырь у Крымского моста. Новая благоустроенная территория, ставшая затем ЦПКиО им. Горького, соединилась с зелеными участками Нескучного сада и Воробьевых гор. Так, выполняя заказ, скорее политический, чем градостроительный, архитекторы сумели приумножить общественные зеленые пространства. Руководитель проекта А.В. Щусев отмечал: «В том и заключается значение постройки выставки,.. что тут осуществлялось великое начало перепланировки Москвы в целях ее оздоровления. Выставка должна стать началом «новой Москвы».
В итоге в планировочную ткань центра города был введен зеленый клин – от загородных просторов за Воробьевыми горами до Садового кольца и чуть дальше, который остается самым глубоким в столице и по сей день. Дальнейшие проекты развития этого зеленого клина разрабатывали уже по установкам генплана Москвы 1935 г. Однако осуществить их удалось опять за счет других целевых программ – строительства после войны нового комплекса МГУ на Воробьевых горах и Центрального стадиона в Лужниках, которые авторы трактовали как специализированные комплексы-парки. Парковая зона МГУ включилась в огромный природный прибрежный массив, начинающийся у Садового кольца. А когда в 50-х в заболоченной излучине Москвы-реки, в Лужниках, построили парк-стадион площадью 180 Га, это снова помогло увеличить парковую зону. Ценное градостроительное наследие, продукт плодотворного творчества зодчих 20-х годов, было дополнено стараниями архитекторов 40-х.
Итак, в 1920-50-х гг. в течение нелегких для страны десятилетий московским проектировщикам удалось сформировать непрерывную водно-зеленую зону протяженностью более 8 километров, самый глубокий парковый ввод в центр города. Созданию этого клина способствовала принципиальная позиция зодчих относительно будущей Москвы как города с гармоническим сочетанием природного и урбанистического ландшафта, города -парка. Эта традиция эта была сохранена при создании ВСХВ-39 – на месте городской свалки близ Ярославского шоссе. Озелененную территорию выставки соединили с близлежащим лесом и парком Останкинского дворца в единый массив, значительно усиливший систему природных территорий в северной части города.
В 1959 г. градостроители пошли иным путем. Первую зарубежную промышленную выставку – США – разместили, не просчитав возможные последствия, в старинном парке Сокольники. Позднее здесь стали проходить и другие выставки. И лишь когда антропогенная нагрузка на парк достигла чрезмерной величины, было принято решение о строительстве нового выставочного комплекса на Краснопресненской набережной.
Ныне на ВДНХ-ВВЦ намечено строительство коммерческих зданий общей площадью около 500 тыс. кв. м. Их эксплуатация затруднит решение транспортных проблем перегруженного района, усугубит и без того плохую экологическую обстановку. Было бы разумным просчитать вариант с освоением под эту коммерческую застройку освобождаемых промзон, создав новый вид зеленой территории – специализированный торговый парк, а главное, не сокращая, а вновь приумножая парковую систему Москвы.
Подобным образом складывается перспектива другой переданной нам в наследство зеленой зоны. Полвека назад мировые чемпионаты использовались градостроителями для освоения новых территорий — так к приречным зеленым массивам добавили спортивный парк в Лужниках. В преддверии Чемпионата мира-2018 в этом же парке решено расширить существующие спортивные сооружения и дополнительно построить здания «спортивно-коммерческого назначения» площадью 250 тыс. кв. м. А так как транспортные проблемы данный проект не решает, против намеченной реконструкции выступили с протестами жители прилегающих жилых кварталов. Думается, что в этом случае градостроители прошлого века обязательно просчитали бы и другой вариант: построить новый парк-стадион на неосвоенной территории, например, в Новой Москве, или на базе одной из освобождаемых береговых промзон на периферии города. Понятно, что из-за трудоемкой рекультивации почвы такой вариант будет дороже, зато столица получит новую зеленую зону, дополнительное общественное пространство с выходом к реке.
Также при проектировании парка в Зарядье вряд ли целесообразно рассчитывать на дополнительное привлечение миллионов посетителей. В перегруженном центре города нужен просто зеленый «карман», оазис естественной природы среди каменно-асфальтового окружения, подобный Александровскому саду. Таким путем возможно постепенно формировать единое зеленое ожерелье Кремля, связывая его с парковыми массивами по Москве-реке и Неглинке (уже есть варианты, предлагаемые московскими архитекторами).
В сложных градостроительных условиях каждый рубль (доллар, юань и пр.), вложенный в строительство, благоустройство, озеленение Москвы, частным ли инвестором, муниципалитетом или государством, должен работать на интересы всего города, а не только вкладчика. Урбанистический кризис диктует необходимость строить и реконструировать так, чтобы не создавать новые проблемы – экологические, социальные, транспортные, но сохранять и приумножать общественные ценности города, культурное и природное наследие прошлого, сотворенное нашими предшественниками.
Публикации по теме
Высокоскоростные магистрали. Зарубежный опыт.
Высокоскоростная магистраль Москва - Казань. Комплекс ТПУ Москва – Курская ВСМ. Проектное предложение.
В Москве с начала 2015 года построено более 14 км тоннелей метро
Анонс IХ Всероссийского Конгресса «Государственное регулирование градостроительства 2015 Осень»
Архсовет Москвы: Архгид на неделю: 24–30 августа
АрхКонгресс
Пост-релиз 1. Пленарная сессия>>>
Пост-релиз 2. Стратегия комплексного развития территорий. Дипломы>>>
АрхКонгресс-2021
В Московской Торогово-промышленной палате состоялась презентация Конгресса при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.
Для вас мы подготовили фотоальбомы:
Агентство Архитектор - Ассоциированный член МААМ
Публикуем договор от 27 февраля 2013 г. об ассоциированном членстве и аккредитации при Международной Академии Архитектуры, отделение в Москве (IAAM-МААМ, Евразия)