Россия. Культурный код. Конгресс-клуб приглашает... (версия для печати)На встрече конгресс-клуба, вместе с его кураторами, вы проследите за этапами зарождения нового архитектурного «нео-русского» стиля рубежа ХIX-XX веков, основоположниками которого стали братья Васнецовы.
Каких братьев Васнецовых мы знаем? Виктора Михайловича, Аполлинария Михайловича, Аркадия Михайловича, Александра Михайловича и даже их внука Андрея Владимировича. Кто же такие Васнецовы?
Мы знаем, что Аркадий Михайлович был городской главой Вятки, титулярным советником и, конечно, подвергся репрессиям в 19-м году и окончательно реабилитирован только в 92-м. И кроме того великолепным рисовальщиком и собственником известных мастерских по производству необычной мебели и музыкальных инструментов.
Мы знаем великолепного живописца Аполлинария Михайловича, русского художника, мастера исторической живописи.
Мы знаем Александра Михайловича Васнецова, известного русского фольклориста.
Самый известный из них, конечно, Виктор Михайлович Васнецов, старший брат, живописец, монументалист, иллюстратор и сценограф, профессор, действительно член Академии российской наук, действительный статский советник, которому в 1912 году было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
Виктор Васнецов основоположник национально-романтического направлении в отечественном искусстве. Мы знаем многие его картины, в которых показана романтика движения русского духа. Он был иллюстратором многих книг, журналов и образовательных изданий, его рисунки входили в хрестоматию русской истории, которая выпускалась тогда огромными тиражами. Ну и, конечно, абсолютно всем известны картины, копии которых украшали почти все заведения России и даже сейчас используются в современных плакатах и постерах.
Картины Виктора Михайловича сопровождали все этапы русской истории рубежа ХIX-XX веков. И конечно, Виктор Васнецов известен росписями, барельефами, идеями архитектурных стилей в проектах этой эпохи. Декорирование архитектуры и росписи занимали в его творчестве большое место - это современное возвращение иконописи того времени. Все его работы очень декоративны, в них очень много символики, много сложных элементов из глазури, изразцов. Наверное самая известная его работа – это фасад Третьяковской галереи.
Особенно интересны декоративные элементы в деревянном зодчестве, которые несомненно привнесены из Вятской губернии, они соединили в себе элементы русских полотенец и кокошников.
Многие мотивы нашли свое отражение в сценографии, например, эскиз Палаты царя Берендея. Мы видим здесь абсолютное буйство этнических символов, которые украшают фактически небо палат. Мы видим эти веселые жизнерадостные краски славянской культуры.
Ну и, конечно, это не могло не передаться самому жилищу Васнецова. Дом построен в Москве, тогда в тихой провинциальной части, и он соединяет в себе терем Алексея Михайловича с боярскими палатами. Внутри мы видим прекрасную мебель, буфет и стулья в нео-русском стиле. Вся мебель была сделана в мастерских его брата Аркадия Михайловича, который под заказ известных людей проектировал индивидуальную мебель и музыкальные инструменты, инкрустированные по его эскизам ценными породами дерева. В этом доме братья Васнецовы часто встречались семьями и работали вместе. Но надо здесь сказать и об участии семьи Васнецовых в Мамонтовском кружке в Абрамцево, где взаимное влияние творческих людей оставили громадный след в истории России, все вместе они создали моду России во всех областях искусств.
Например, мода. Мода была всегда… Мода на костюмы, мода на одежду всегда отмечалась в знаменитых празднованиях. Мы все знаем, что на 290-летие, 300-летие дома Романовых все члены императорской фамилии были одеты в исторические костюмы в русском стиле. Более 300 человек показывали великолепные наряды, были изданы специальные серии фотографий, альбомов, шелковых платков, игральных карт, которые продавались по всей России. Все собранные средства пошли на благотворительность на развитие богаделен и домов презрения, лечебниц и школ для неимущих.
После революции многое было использовано, игральные карты продавались более ста лет до наших дней. А вот шинели и буденовки по рисункам Васнецова (версия правда не доказана) сшитые в императорских мастерских были взяты как символ русской революции и переданы красноармейцам под руководством Троцкого. То, что было названо «буденовкой» - это выполненный из толстого шерстянного сукна старославянский шелом, который был внутри для защиты головы усилен металлическими пластинами и трансформировался сверху шишачком, который поворачивал эти пластины. Известно, что на складе было около 50 тысяч шерстяных шинелей и «буденовок», кожаных шлемов и курток для технических войск, сделанных в 16-му году, и первые парады Красной Армии до 18-го года были еще синими звездами, а с 19-го года нашивки поменяли и стали звезды красными. Эта форма была у красноармейцев до второй мировой, почти 30 лет.
Ну и здесь мы еще раз возвращаемся к братьям Васнецовым. Виктор Михайлович, Аполлинарий Михайлович, Александр Михайлович и Аркадий Михайлович сделали очень много для реинкарнации древней русской истории и привнесения в нее очень много запоминающихся красивых декоративных мотивов. И, несомненно, они были большие романтики, большие сказочники, они стали первыми, кто сформировали культурный код и запоминающийся образ современной России.
Конгресс-клуб приглашает на тематическую встречу, которая будет посвящена вкладу выдающейся художественной династии Васнецовых в создании уникального архитектурного и культурно-исторического наследия нашей страны.
|
Copyright 2002-2013 architektor.ru |